Список форумов IndianDance.biz IndianDance.biz
Международный русскоязычный Форум любителей Индии и индийского танца
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск    ПрофильПрофиль   РегистрацияРегистрация 
 Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Легенды русского балета. Нина Вырубова

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Информация о исполнителях
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Desi Girl
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 30.08.2009
Сообщения: 10233
Откуда: Russia

СообщениеДобавлено: Сб Авг 18, 2012 7:38 pm    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Нина Вырубова Ответить с цитатой



Нина Вырубова (фр.: Nina Vyroubova; 2 июня 1921, Гурзуф — 25 июня 2007, Париж) — выдающаяся французская балерина.

Происходила из русской аристократической семьи, родственница знаменитой фрейлины последней русской императрицы.

Нина Вырубова родилась в России в 1921 году, в 1927 — уехала с семьей за границу.

В Париже ее педагогами стали выдающиеся русские артисты балета: Ольга Иосифовна Преображенская (ставшая первым балетным педагогом будущей звезды балета), Вера Александровна Трефилова, Любовь Николаевна Егорова, Виктор Гзовский, Серж Лифарь.

Работала:
в Балете Елисейских полей (1945—1949),
в Балете Парижа (1949),
в парижской Опере (в 1949—1956 гг.), куда была приглашена на амплуа этуаль (звезда балета).
в «Гран балле дю марки де Куэвас» (1957—1961).

Список исполненных ею балетных партий огромен. Это и Жизель, и Сильфида (1946, постановка Виктора Гзовского, Театр Елисейских полей), и множество других. Она работала с самыми знаменитыми балетмейстерами. Нина Вырубова стала первой исполнительницей главных партий в постановках балетмейстеров: Ролана Пети — «Бродячие комедианты» Анри Coгe (1945), Сержа Лифаря (ее даже называли музой Лифаря) — «Белоснежка» на музыку Ивена (1951), Петера ван Дийка — «Абраксас» и т. д.

Вскоре после того, как выдающийся советский танцовщик Рудольф Нуреев остался на Западе (июнь 1961 года), он и Вырубова вместе танцевали в балете «Спящая красавица» — это был тот знаменитый спектакль, когда работники советского посольства, специально придя на него зрителями, бросали из зала на сцену стеклянные бутылки из-под кока-колы (пластиковые бутылки еще не использовали): танцовщики могли получить травму, наступив на разбившееся стекло.

Нина Вырубова была не только выдающейся балериной, но и человеком высокой духовной культуры, которую она пронесла из детства через всю жизнь. Этому способствовали семейные устои. Уехав из России маленьким ребенком, она не потеряла русский язык — даже в старости прекрасно говорила на очень правильном грамотном русском языке, избегая новомодных словечек и сленгов. Всю свою творческую жизнь она вела дневники, записывая свои разговоры с выдающимися балетными деятелями и даже зарисовывая свои балетные роли.

Уже в постсоветское время, в конце 1999 года, она поехала посмотреть Россию. Посетила свой особняк в Гурзуфе — семейный дом, при советской власти национализированный и ставший детским санаторием: убогая обстановка, обшарпанные двери… Побывала в Петербурге — время стояло послереволюционное, сумбурное, процветало абсолютное воровство на всех уровнях… В первый же день пребывания в Петербурге у балерины украли шубу. Но эта неприятность не помешала ее встречам с российскими артистами и огромному количеству интервью журналистам.

Французский кинорежиссер Доминик Делюш (фр.: Dominique Delouche; в 1957 году он еще начинающим режиссером ассистировал Феллини на съемках фильма «Ночи Кабирии») снял документальный фильм о выдающихся балетных артистах, среди его частей есть сюжет и о Нине Вырубовой. Этому фильму посвящена статья в русскоязычной газете «Русский базар» замечательного русского балетного историка, фотографа и критика Нины Аловерт, проживающей ныне в Нью-Йорке. Сюжет о Вырубовой называется «Реконструкция записей Вырубовой» и большая часть его посвящена ее дневникам.

Знаменитая французская балерина Нина Вырубова скончалась в Париже в ночь на 25 июня 2007 года в возрасте 86 лет. По словам кинорежиссера Доминика Делюша, после смерти Вырубовой ее дети выбросили дневники, которые она вела всю творческую жизнь.

cyclowiki.org
_________________
Happy Dancing!


Последний раз редактировалось: Desi Girl (Сб Авг 18, 2012 7:46 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Desi Girl
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 30.08.2009
Сообщения: 10233
Откуда: Russia

СообщениеДобавлено: Сб Авг 18, 2012 7:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Нина вырубова: танцы -- занятие не нашего круга.


В петербурге экс-звезда была не в настроении: в первый же день злоумышленники сперли ее роскошную шубу. О прошлом она рассказывала скупо. А жаль.

-- Танцу я стала учиться вслед за моей мамой. Мама начала заниматься, когда ей было уже 23 года. Конечно, танцы -- занятие не нашего круга. Но после того, как мы уехали из россии, это потеряло значение. Первым моим педагогом была ольга осиповна преображенская. Очень подвижная, пикантная, настоящая коломбина! потом я попала к вере трефиловой. Та была совсем иной: холодная красота. Именно трефилова превратила мои ужасные руки во что-то путное. Потом -- любовь егорова. Вне класса я общалась только с ольгой осиповной. А так: заходим, reverence, урок, reverence и уходим. Лишь однажды я взяла урок у матильды феликсовны кшесинской. Были у нее в гостях. И вот после нескольких рюмочек кшесинская и пригласила меня в свой класс.

Два человека осветили мою театральную жизнь: сергей лифарь и рудольф нуреев. Лифарь никогда ни на чем не настаивал, обращался очень нежно: "балеринчик, может быть, ты сделаешь так или так?" мне говорят, что я вдохновляла его даже на то, что он ставил не для меня. Называют музой? к сожалению, верно. Даже неловко. Нуреева я впервые увидела в 1961 году, когда кировский театр привез в париж свою "спящую красавицу". Не успела я отойти от изумления при виде танцев нуреева, как он бежал из кировского. И вскоре очутился в моих объятиях. Для меня он был как луч солнца.


_________________
Happy Dancing!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Desi Girl
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 30.08.2009
Сообщения: 10233
Откуда: Russia

СообщениеДобавлено: Сб Авг 18, 2012 7:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Эта строчка из стихотворения В.А.Жуковского «Торжество победителей» подходит как нельзя лучше к той серии балетных фильмов, которые прошли на экранах кинотеатра в Линкольн-Центре. Не все любители балета могут в летнюю нью-йоркскую жару следить за тем, что происходит в городе, в том числе в кинозале Walter Read Theater. Но каждое лето неутомимые работники Film Society организуют там показ ретроспективных фильмов, а в этом году - и фильмов о балете прошлого века. Француз Доминик Делюш, довольно известный режиссер (он также ассистировал Феллини при съемке фильма «Ночи Кабирии»), создал несколько действительно значительных киноновелл о танцовщиках ХХ века. Это фильмы «Майя» - о знаменитой Майе Плисецкой, «Катя и Володя» - об уникальном балетном дуэте Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Среди лент о самых значительных танцовщицах европейского балета меня особенно интересовали две: о знаменитой французской примадонне Иветт Шовире и о Нине Вырубовой, французской балерине, русской по происхождению и балетному образованию. В центре повествования – немолодая балерина, в прошлом – звезда балета, ее воспоминания, ее репетиции с современными балеринами, сохранившиеся кино- и фотосъемки ее выступлений.
Этуаль Парижской оперы Иветт Шовире мы увидели в Ленинграде в 1958 году во время гастролей парижской “Гранд-Опера”. Ее исполнение Жизели потрясало. Говорили, что она – прямая продолжательница искусства Ольги Спесивцевой, наиболее трагической русской балерины начала века. К сожалению, съемки Шовире в балете «Жизель», показанные в фильме, сделаны неудачно. И только великолепные фотографии Шовире-Жизели открывают суть очарования великой балерины прошлого, которую в фильме называют «Гретой Гарбо» балетного мира. Делюш много времени уделил Шовире-репетитору. По тому, как она показывает молодой балерине “Оперы” Сильви Гилем вариацию, можно легко воссоздать в своем воображении шарм исполнительской манеры Шовире. И совершенно завораживают ее руки, когда, сидя на стуле, немолодая балерина вспоминает, как она танцевала «Умирающего лебедя». В фильме показан весь номер в исполнении балерины. Как и во время гастролей в России, Шовире танцевала «умирание». Как и Жизель Шовире, так и ее Лебедь безропотно и обреченно покорялись судьбе. В промежутках между балетными и репетиционными съемками Рудольф Нуреев, премьер и директор балета Оперы, говорит о Шовире с большим чувством и уважением.
Нина Вырубова родилась в России в 1921 году, уехала с семьей за границу в 1927-м. Я не случайно называю эти даты. Героиней фильма является дама, прожившая всю жизнь во Франции. Но как она говорит на своем родном языке! Какой у нее красивый, правильный, я бы сказала, благородный русский язык! В то время беженцы из России хранили культуру (а язык – первый ее носитель) своей страны.
Фильм начинается с того момента, когда седая, красивая Вырубова перебирает на столе свои дневники, где она записывала словами и рисунками хореографию, которую танцевала. Фильм так и называется: «Реконструкция записей Вырубовой». После его показа Делюш отвечал на вопросы зрителей. На вопрос: «Что стало с этими уникальными дневниками?» Он ответил: «После смерти Вырубовой ее дети их выбросили». По-видимому, балерине не удалось привить своим детям любовь не только к русской культуре, но и к своей судьбе.
Записи танцев Вырубовой были сделаны в свое время, как ни странно, лучше, чем съемки танцев Шовире. Мы видим Вырубову, снимающую кинокамерой Сержа Лифаря. Он танцует фантазию на тему «Послеполуденного отдыха Фавна» В.Нижинского.
В фильм включены также замечательные съемки, сделанные во время приезда Вырубовой в Россию в постсоветский период. Балерина ходит по комнатам особняка в Гурзуфе, где она родилась. Обшарпанные двери. Убогая обстановка детского санатория, который был расположен в особняке. Затем фильм переносит нас в репетиционную залу балетной школы в Санкт Петербурге, в которой когда-то начинала свое балетное образование Вырубова (теперь – Академия балета им.А.Я.Вагановой). Балерина сидит рядом с одним из педагогов Академии – И.Б.Зубковской, и разговаривает с ученицами, расположившимися вокруг нее на полу. Среди них – Вероника Парт.
В конце карьеры Вырубова перешла из Оперы в труппу Маркиза де Куэваса, где танцевала балет «Спящая красавица» с молоденьким Рудольфом Нуреевым, только что оставшемся на Западе. Это был тот знаменитый спектакль, когда люди из советского посольства кидали из зала на сцену бутылки из-под кока-колы. Нурееву приходилось очень тяжело - он мог в любой момент получить тяжелую травму, наступив на бутылку (чего и добивались советские хулиганы). Но все-таки лучше бы этот момент не показывать: исполнение Нуреевым вариации последнего акта выглядит не слишком блестящим.
Фильм заканчивается замечательно снятыми кадрами: Вырубова сидит за столом и «танцует» руками, вспоминает свою любимую роль – Жар-птицу.
Фильмы в целом посвящены благородной задаче: сохранить для будущих поколений искусство прошлого. Конечно, искусство все время меняется, но пусть будут вечны имена и облик великих артистов.

russian-bazaar.com
_________________
Happy Dancing!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Информация о исполнителях Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100