Кальяникутту Амма родилась в 1915 году в родовом имении Карингаванам в Тирунавайя в районе Малаппурам штата Керала. Она была одной из шестерых детей Шридеви Амма и Панангад Говинда Менон. В те времена была значительная разница, между тем как воспитывали мальчиков и методом воспитания девочек; за девочками присматривали, но к их мнению не прислушивались. Но Кальяникутту всегда имела собственное мнение и восстала против этого обычая. Она была девчонка-сорванец в полном смысле этого слова. Сколько не пытались родители обуздать её, они не могли заставить её не соревноваться с мальчишками в плавании, беге, лазанью по горам и т. д. Она даже пробовала заниматься йогой и боевым искусством Каларипаятту.
Как и было заедено в ортодоксальной семье, официальное обучение Кальяникутту закончилось после окончания восьмого класса в школе. Но девочка продолжала занятия сама, она писала стихи и короткие истории, которые появились в газетах под авторством Карингаванам Кальяникутту. Что касается танца, то он был под строгим запретом в семье. Кроме коротких эпизодов в сценических постановках, Кальяникутту не видела ни одной танцевальной программы до того как она пришла в Каламандалам. Могла ли она хоть немного предположить, что танец сыграет столь значительную роль в её жизнь.
Это произошло в 1937 году. Кальяникутту было 22 года, и она была не замужем. Она чувствовала себя обременённой семьёй. Атмосфера в семье вынудила её написать кузине, которая была учителем Малаялам в государственной школе Соранур, ища у неё помощи в продолжение обучения литературе Малаялам, чтобы получить образование и быть самостоятельной. Канчи Лакшми (кузина) взяла её в Соранур. Во время пребывания там кузина повела её к Валантол Нарайяна Менон, чтобы взять неопубликованные рукописи из его коллекции. Этот визит полностью изменил жизнь Кальяникутту Амма.
Валантол организовал Каламандалам в 1930 году, чтобы обучать искусству детей. Класс Катхакали был организован быстро, как и требовалось – студентами были только мужчины. В 1933 году он пригласил в школу Орикаладатх Кальяниамма – танцовщицу Мохиниаттам. Он уговорил танцовщицу не исполнять две композиции, такие как Моокаттиаттам – которые были непристойными и обучать другому репертуару. Единственной ученицей была Тханкамани, которая позже составила пару с Гопинатхом - знаменитый дуэт Гопинатх-Тханкамани – они стали мужем и женой. В 1936 году Валантол отправил Кальяниамма в Сантиникеттан для преподавания. Тогда Рабиндранатх Тагор, впечатлённый изяществом танца, просил Валантола продолжать возрождение танца. Но в течение года Кальяниамма заболела и умерла.
К тому времени как Кальяникутту встретилась с Валантолом, девочка с уважаемой семьи всё ещё не хотела изучать танец. Поэтому, когда он узнал о желании Кальяникутту заработать на жизнь (обеспечить себя самой), его откликом было уговорить её начать обучение танцу. Он получил разрешение от её отца, которого он хорошо знал, и зачислил её как студентку Каламандалам. Это послужило примером для других девушек. Ещё четверо тоже стало студентами Каламандалам.
Задумчивый взгляд появлялся на лице Кальяникутту Амма, когда она вспоминала своё поступление в Каламандалам. Она вспоминала, что в то время была несколько полной, и замечания Валантола при изучении танца и смешили её и сбивали с толку одновременно. Но каждодневные занятия в Каламандалам вскоре изменили это. Мадаван, один из учителей танца успокоил её, уверив, что не стоит волноваться по поводу лишнего веса; скоро всё станет в порядке. И действительно, через шесть месяцев благодаря регулярной большой нагрузке от упражнений, она оказалась в хорошей физической форме.
Повседневная жизнь в Каламандалам была строгой и точно расписанной. Студенты должны были вставать в 2.30 утра и начать работать в 3 утра. Затем, с намазанным маслом лицом, и сидя вокруг горящей лампы (нилавилакку), они должны были выполнять упражнения для глаз, век, бровей, губ, щёк и т. д. Приблизительно через два часа после этого, они стоя выполняли «мейя садхакам» (круговые жесты). Затем следовал перерыв с семи часов для принятия ванны и завтрака. С 8.00 до полудня проходил танцевальный класс, включая час на изучение Катхакали. После ланча – уроки Хинди и Английского языков с 14.00 до 16.00. И с 16.00 до 18.00 снова был класс танца, затем молитва и ужин. И, наконец, после ужина, проходил класс абхинайи. Студенты должны были ложиться спать 21.30.
Арангетрам Кальяникутту состоялся в 1939 году перед специально приглашённой публикой. Вскоре после этого Мадаван покинул Каламандалам, и его место заняла Мадавиамма из Коратикара. Это принесло важные изменения. Мадаван, Гуру Гопинатх и Ананд Сиварам, которые до того были в Каламандалам, преподавали привлекательную форму танца, которую они называли Классическим танцем Кералы. Но то, чему начала обучать Мадавиамма, как Мохиниаттам, значительно отличалось. Но через некоторое время Мадавиамма тоже ушла из Каламандалам, и её заменил Кришна Паникер как учитель Мохиниаттам. Ему было 78 лет, и он был наиболее компетентной и уважаемой фигурой в этой области.
Кальяникутту была полностью погружена в танец. Тогда она столкнулась с вопросом выбора: вернуться в семью или продолжать изучение танца – выбор она сделала позже.
Она полностью была отделена от жизни семьи и не могла принять участие в социальных событиях. Таким образом, она не могла приехать на свадьбу своей младшей сестры, некоторые из родственников предупреждали её родителей, что они не примут участие в свадьбе, если там будет присутствовать «Каламандалам» (так они отзывались о Кальяникутту). Она поспешила написать своей семье, что будет держаться в стороне, и не будет смущать семью и мешать счастью своей сестры.
Кришнан Наир, артист Катхакали и учитель в Каламандалам, и Кальяникутту Амма поженились в 1940 году. Тихая свадьба состоялась в Ченгануре Ванчипуза Ковиллакам, куда они поехали для концерта Катхакали. Было только пятеро приглашённых – четыре члена Королевской семьи и певец Каламандалам Нилакандан Намбисан. Кальяникутту Амма написала своему отцу, чтобы проинформировать его о свадьбе, но в Каламандалам о свадьбе не было оповещено. В школе было строгое правило, запрещающее браки между членами школы и студентками.
Супруги покинули Каламандалам в конце 1940 года. На следующий год Кальяникутту Амма получила работу учителя Мохиниаттам и литературы Малаялам в Тривандруме в школе, учреждённой тем временем Гуру Гопинатх. Но они там пробыли не долго, около года. В 1942, Десамангалам Виллиа Тампуран предоставила паре маленький домик и следующие три года Кальяникутту Амма исполняла роль домохозяйки. Только когда семья переехала в Велларрпалли, Кальяникутту Амма снова стала преподавать танец. Но расположение дома было крайне неудобно. И пара снова переехала в Алвей.
В 1950 году Кальяникутту Амма работала в школе в Чалакуду. В 1952 году Кришнан Наир и Кальяникутту Амма организовали свою школу Керала Калалайям. В то время в школе занималось 56 учеников, изучавших Мохиниаттам, Катхакали, Бхаратанатьям, музыку и мридангам у различных педагогов. Школа переехала в Трипунитура около Эрнакулам в 1958, Когда Кришнан Наир получил работу в Академии Искусств в Трипунитура. В семье Кальяникутту Амма и Кришнана Наира было две дочери и пять сыновей. Дочери ассистировали родителям в преподавании и тоже делали и внучки, и некоторые студенты. Кальяникутту Амма преподавала во многих местах и всегда делала это хорошо. О студентке школы Дарпана в 1954 году, Мриналини Сарабхаи она отзывалась так: «У меня было чудесное время в Дарпане. Мриналини обращала внимание даже на самые незначительные мои рекомендации. Она была очень пунктуальной. Строго в семь утра я слышала её шаги – она спускалась вниз по лестнице на занятия Мохиниаттам. Она хотела, чтобы я продолжала с ней заниматься, но я должна была вернуться к своим детям и мужу в Трипунитура».
Мриналини Сарабхаи очень тепло отзывалась о времени, проведённом с Кальяникутту Амма в Дарпане: «Она была столь вдохновенным учителем и столь погружённой в свою работу, что это было истинным удовольствием работать с ней. Я обучаю студентов так же, как она меня учила и использую множество её советов в своих композициях, не говоря о традиционной программе Мохиниаттам. Это её великий вклад в Мохиниаттам, который поддержал это искусство, которое Махараджа Свати Тирунал оживил и Махакави Валантол придал силы. Без сомнения, Кальяникутту Амма сейчас примадонна (мастер) этого искусства».
В 1974 году Кальяникутту Амма шесть месяцев преподавала в Калакшетре. 23 учителя прошли ознакомление с Мохиниаттам. Кальяникутту Амма чувствовала, что задача её жизни обучать Мохиниаттам и распространять его, возложенная на неё Валантолом. В 1958 году, когда Валантол был при смерти, он послал за ней и сказал ей: «Я смог дать Катхакали место, которое оно заслуживает. Но, что касается Мохиниаттам, я реформировал его, но я был не способен дать ему должное место в искусстве. Ты одна только можешь сделать что-то для этого». Эта вера в Кальяникутту Амма придала ей сил говорить во всеуслышании о Мохиниаттам.
«Я очень сожалею, что одна из пяти (кто изучал Мохиниаттам у Кришна Паникер Асан) продолжает бороться за сохранение Мохиниаттам в той форме, в которой обучал Кришна Паникер. Если хотя бы один из них был со мной, то не было бы столько вариантов в Мохиниаттам». Позднее она добавила: «Сейчас каждый создаёт свой собственный стиль и называет это Мохиниаттам. Некоторые даже говорят, что старый репертуар Мохиниаттам – хореографическое «бедствие»».
Были варианты отличные от настоящего Мохиниаттам, в 60-х они имели оттенки чувственности.
Любая форма искусства, проходя процесс эволюции, меняется в своей структуре и социальной принадлежности. Это касается и Мохиниаттам. Ни один источник не даёт ясной картины этого танца со времён Свати Тирунал. В переводе Вьявахарамала (1709г.) году упоминается о плате танцорам и певцам Мохиниаттам, но там нет упоминания о характере самого танца.
Мохиниаттам Кальяникутту Амма – имеет свой характер, но в нём нет элементов Бхаратанатьям, Катхакали или других форм танца. Репертуар схож с репертуаром Бхаратанатьяма, по этой причине находят влияние Бхаратанатьяма на эту форму танца. Жесты такие же, как используют в Катхакали, Куддиаттам и Туллал. Это потому, что Мохиниаттам использует жесты, описанные в Хасталакшанадипика. Кальяникутту Амма вспоминала, что она выучила четыре композиции Кришна Паникер Асан в Каламандалам: Чёликетту, Джатисварам, Варнам и Тилана. Паникер говорил, что Мохиниаттам не был ограничен двумя композициями для концертов, но есть порядок (репертуар), которому нужно следовать в концертах, длящихся 4 – 5 часов, как катчери в храме. Программа начинается с Чёликетту, продолжает её Джатисварам, Варнам, Падам, Тилана, Шлокам и Саптам. Саптам или семь композиций могут длиться час и больше. Это обычно короткие истории о Богах, как Шива или Рама.
Было много различных мнений о Мохиниаттам. Некоторые известные исполнители жаловались, что в 60-х Мохиниаттам умирал, и приписывали себе роль единственных исполнителей и хранителей этой традиции. Некоторые отказывались признать вклад Кальяникутту Амма в возрождения этой формы искусства и обвиняли её в консервативности. Даже такой образованный и уважаемый человек как Танкамани Гопинатх не смог оградить её от нападок и предпочёл остаться в стороне от трений.
На это всё Кальяникутту Амма отвечала, что «мы танцоры старого поколения не имели академической квалификации и у нас были проблемы в общении на английском языке» и она поясняла, что «может быть, мы не имели возможности сделать Мохиниаттам известным во всём мире и найти нужные контакты и поддержку. Но это не значит, что Мохиниаттам умер в Керале (и спасён этими аутсайдерами (имеется в виду не уроженцев Кералы)». И ещё: «С 1933 года, когда в Каламандалам было введено изучение Мохиниаттам, этот танец никогда не был в состоянии умирания. Менялись учителя – Кальяниамма, Мадавиамма, Кришна Паникер, Чиннамму Амма, Сатьябхама, с 1941 года я и мой муж ведём обучение Мохиниаттам. В 1952 году мой муж и я организовали свою школу, Керала Калалайям. Рошан Ваджифдар пришла заниматься в 1952 году. В 1954 году преподавала в Дарпане. Мриналини Сарабхаи обучалась у меня. Как вы видите, Мохиниаттам не был в состоянии умирания в 60-х. И он вызвал большой интерес, после того, как был включён в молодёжныё фестиваль, на уровне школы и колледжа».
На заявления, что в Мохиниаттам были непристойные композиции, она отвечала, что после того, как Мохиниаттам стал дисциплиной Каламандалам, все непристойные композиции были исключены. Суть Мохиниаттам – Бхакти (служение); основная идея заключается в поиске дживатмой(души) параатму(высшую Душу). До восьмого века Мохиниаттам носил народный характер. После восьмого века произошли большие изменения: в храмах стала проводиться тантрическая служба. Храмы были реставрированы и расширены, проводились представления музыки и танца. Влияние Свати Тирунал принесло дальнейшие перемены: музыка Карнатик заменила доминирующий стиль старой музыки. Девушкам, танцующим в храме было разрешено выходить замуж. Ранее танцоры имели большое уважение в обществе. Только позже вкрались нежелательные вещи. Но после того как Валантол ввёл Мохиниаттам в Каламандалам, он никогда не был вульгарным. Валантол Нараяна Менон привнёс много изменений в танец. Он убрал непристойные моменты из танца и музыки. Он переместил наттувана и музыкантов из глубины сцены в сторону. Он чувствовал, что флейта, скрипка и мридангам подходят для этого танца и начал использовать их. Но он сохранил как самое главное перкуссионный инструмент – Эдакка.
Разногласия касались и костюма Мохиниаттам. Кальяникутту Амма говорила: «Мы использовали сари длиной в 9 ярдов, типичное сари Кералы с неширокой тесьмой и закладывали складки, это более или менее подходит для танца. Причёска была двух видов – какапакшам и нагаламбам. Какапакшам выглядело как крылья вороны, волосы стянуты на затылке с «решми» (заколкой), выглядевшей как змей с пятью капюшонами. С другой стороны, дети носили нагаламбам – обвитые вокруг прямых волос цветы. Для обеих причёсок в качестве украшений носили «солнце» и «луну» и «симанта чатти». На уши «тхакка» или клипсы, напоминающие лепестки лотоса. Мы носили кольцо для носа с капелькой. На шее мы носили типичные украшения Кералы. На талии был «кати бандхам» (пояс). Мы носили браслеты на руках и колокольчики на ногах. Мы использовали немного украшений, которые делали танцовщицу в её белом сари прекрасной и простой».
Кальяникутту Амма сердилась, когда спрашивали её мнения о модном стиле причёски для танцовщицы Мохиниаттам (кичка на боку). «Когда стали носить такую причёску?» - спросила она и продолжала отвечать: «Совсем недавно. Мы никогда не использовали этот стиль. Просто однажды студенты Каламандалам один раз использовали этот стиль. Они также носили сари в соответствующей манере. В этом они выглядят как цыгане». «Однажды ко мне пришла Чиннамму Амма, тогда она преподавала в Каламандалам. Я спросили её о новшествах в танце. И она ответила, что она забыла большую часть того, что изучала. Ей помог молодой инструктор Катхакали. Они решили, что Мохиниаттам так выглядит лучше. Я ответила ей, что то, что я увидела - не её стиль, сильно повлиял Катхакали».
«Я против таких бессмысленных изменений» - продолжала она объяснять: «Некоторые думают, что я хочу сделать Мохиниаттам лучше. Нет. Я хотела бы видеть Мохиниаттам в его чистой форме. Я знаю, что костюм всегда был красивым, с самого начала. Я хотела бы, чтобы Мохиниаттам исполнялся по всему миру.
Я не против того, чтобы некеральцы изучали танец. Я очень счастлива, что появляется такой интерес и любовь к этому искусству. Но лучше бы чтобы они изучали Мохиниаттам после 30-и или 40-ка».
Кальяникутту Амма отмечала, что именно Валантол предложил использовать Хасталакшнадипика мудры для Мохиниаттам. Все формы искусства в Керале следуют этому трактату.
Последний концерт Кальяникутту Амма был в 1948 или1949 году. Кальяникутту Амма играла в дюжине пьес и четырёх кинофильмах. Она написала два Варнама, двенадцать падамов, две тиланы, три шлоки и два саптама. Она написала также четыре балета, три из которых состоялись на сцене. Она классифицировала и систематизировала адаву (анкарас) в мохиниаттам. Она подробно описала свою работу в книге, опубликованной в 1978 году на Малаялам. Она обучила много студентов Мохиниаттам, в том числе и из других стран. Её преданность и любовь к искусству до последних дней вдохновляла её. Кальяникутту Амма умерла в 1999 году.
статья из журнала «Sruti» № 59
Перевод: Ксения Лоренс.
_________________ «Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах