Одна из четырех частей абхинайи – ахарья, что включает в себя костюм, украшения и макияж. Ахарья необходима, так как танец представляет собой зрительное искусство.
Костюм Одисси подробно описан в литературе 15 века на языке ория, среди которой известна «Махабхарата» (на ория), написанная Капилендрадева.
Традиционный костюм:
Khandua Patani - орисское шелкового сари,
Gabha - заплетенные волосы, собранные в пучок,
Mukta Jali - сеткой для волос с жемчужинами и цветами,
Lalata bindhani и Sira Simantini - украшения на голове,
Chapasari - украшение на шее,
Dasavatara Mala - украшение на груди,
Subarna chudi - золотые браслеты на запястьях,
Вida и bahuti - браслеты на предплечьях,
Mudi - перстни на пальцах,
Mekhala - пояс,
Nupura (нупура) - бубенчики,
Макияж.
Подробные описания костюма можно также найти и в источниках 16 и 17 веков. Трактат на санскрите «Абхинайя Чандрика» описывает костюм, который использовали махари – храмовые танцовщицы (девадаси - «рабыни бога») в храме бога Джаганнатха, но их стиль одевания сари отличался от того, который был принят выступающими мальчиками (готипуа) и того, что используется в настоящее время. В то время предпочтение отдавалось ярким цветам – красному и зеленому. Канчула (кофточка), плотно облегающая фигуру, обычно была черной или красной с узором, похожим на букву V на груди и расшита камнями. Вокруг бедер оборачивалась ткань Nibibandha, закрепленная впереди. На талии завязывалась Jhuba - веревка с кистями на обоих концах. Готипуа так же использовали pattasari, которое более плотно прилегало к телу. Сари делилось на две ровные части, завязывалось на узел на животе и оборачивалось вокруг ног, образуя подобие штанов. Пола сари закреплялась впереди.
Kanchula и nibibandha по-прежнему используются, а jhuba (веревка) - не употребляется давно, ее заменил металлический пояс.
Современный костюм поможет вам легко отличить исполнителя Одисси. На нем нет уже тех тяжелых вышивок камнями и узора напоминающего букву V уже не вышивают, так как грудь закрыта дупатой (красивым шарфом, иногда полупрозрачным). Виды одевания сари могут быть различны, но во всех вышитый конец сари закрепляют впереди.
Современный костюм включает:
Пушпачуда – украшение из цветов на голове с миниатюрным изображением храмовой башни (шикхара),
Капа – серги,
Натамани – украшение на лоб и пробор,
Бенгапатия – пояс,
Нупура – бубенчики,
Тайита – браслеты на предплечьях.
Все металлические украшения сильно отличаются от используемых в других классических танцах. Они изготовляются из серебра или белого металла имитирующего серебро.
Танцовщица Одисси красит брови чанданом. Алта – красная краска - наносится на пальцы, ладони и подошвы, подчеркивая красоту движений рук и ног.
Костюмы современных исполнительниц Одисси обычно шьют специальные мастера. Поскольку такой шитый костюм одевать гораздо легче, чем сари (иногда танцовщицы меняют костюмы между танцевальными номерами) и смотрится более аккуратно из-за уже зашитых и заглаженных складок, танцовщицы предпочитают именно его. Пола сари (наиболее нарядный и украшенный конец сари) украшает его спереди и называется – фэн. Фэн может быть расположен по центру или спускаться по диагонали слева направо.
Отчего же одна из попыток изобразить, сейчас в Ориссе традицию махари успешно возрождают, номера включают в концерты Одисси, а современные учителя уже учениц выводят на сцену.
Интересно А я слышала, что искусство самих Махари вымерло и что современный Одисси восстановлен по Готи Пуа. Возможно, я ошибаюсь. А известно по каким источникам возрождают - т.е. есть до сих пор живые представители этой традиции?
Одисси не только на танце Готипуа основывается. Если верить Ратиканту Мохапатра (пожалуй, ему можно верить ) современный Одисси - это синтез традиций готипуа и махари плюс храмовые скульптуры.
А отличается танец махари не слишком сильно... то, что я видела - медленный и малоподвижный Одисси, преимущественно абхинайя.
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Авг 27, 2009 8:30 am Заголовок сообщения:
melodissi писал(а):
Одисси не только на танце Готипуа основывается. Если верить Ратиканту Мохапатра (пожалуй, ему можно верить ) современный Одисси - это синтез традиций готипуа и махари плюс храмовые скульптуры.
А отличается танец махари не слишком сильно... то, что я видела - медленный и малоподвижный Одисси, преимущественно абхинайя.
Это похоже на то, что существует или существовало в других традициях. Спасибо за пояснения!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах