Список форумов IndianDance.biz IndianDance.biz
Международный русскоязычный Форум любителей Индии и индийского танца
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск    ПрофильПрофиль   РегистрацияРегистрация 
 Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

БХАРАТАНАТЬЯМ
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Индийский классический танец
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Vijaya Bai Kyiv
Новый посетитель


Зарегистрирован: 27.07.2019
Сообщения: 5
Откуда: Киев, Украина

СообщениеДобавлено: Сб Июл 27, 2019 8:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

// 18.10.2007 // 07:47 //
АННА СМИРНОВА О ИНДИЙСКОМ ТАНЦЕ
https://www.facebook.com/nakshatra.kyiv/

Индия манит нас неведомой силой. Ощущение, что наша страна связана с ней невидимыми нитями. Сколько наших соотечественников увязли в этом краю музыки и слонов, опоенные его пряной магией. Поддавшись соблазну по имени Индия, украинка Анна Смирнова впитала в себя ее танец, чтоб подарить его всем на родной земле.

- Как так получилось, что украинская женщина Анна Смирнова оказалась одной из профессиональных танцовщиц индийского храмового танца и внесена в Почетный список Министерства культуры Индии?

- На самом деле в Индии учится очень большое количество иностранцев. После того как эта страна получила независимость, она начала активно пропагандировать свою культуру. И было что пропагандировать, потому что культура и традиции складывались веками. Организовали специально "Сагнит Натак Академию" ("сангит" - музыка, "натак" - театр). Сначала на обучение приехали англичане и французы. Индийские артисты ездили в Америку, Францию с программами. Для мира индийская культура стала большим открытием. А из стран СГН первыми поехали москвичи аж в 1990 году. До того времени просто не было возможности выехать.

- А когда поехали учиться вы?

- Я поехала в 1997-м и проучилась там шесть лет. До того я училась на юридическом факультете, интересовалась индийской и китайской философией, занималась йогой, цигун… Изучала при посольстве Индии танцы, но тогда практически некому было преподавать. Когда узнала, что можно подать документы и выиграть стипендию, я это сделала. Было страшно, потому что и родителей оставлю, и потеряю работу криминалиста, и большая сумма нужна была на поездку. Мы отправились в Индию с туристической группой. И я решила остаться. В итоге мне там так понравилось, что снились кошмары, как я лечу домой.

- Что такое индийский классический танец? Какое отношение к танцу в Индии?

- На Западе танец - развлечение. В Индии традиционный храмовый танец никогда таким не был. Он имел в первую очередь ритуальное значение. И медитативное. Сам танец построен на многих философских принципах. Это поиск внутренней гармонии, настройка на внутренние пульсации. Он не был создан танцовщицами, а йогинами, сидхами… Йогины в медитации увидели, что вибрации выражаются в виде янтры (более известно буддийское название - мандала). Ее еще называют медитативная диаграмма, которая имеет геометрическую структуру: в центре точка, от которой расходятся треугольники. Янтра имеет многоцелевое значение. В том числе это и рисунок храмового танца.

Самый древний храмовый стиль - бхаратанатьям, который я танцую и преподаю, - тоже построен на янтре. Даже тело должно отображать эти треугольники: натянутые пальцы, согнутые колени и локти, наклоны тела… Танцовщица должна своим телом постоянно вырисовывать определенную янтру. Кроме того, в танце есть специфические ритмы, которые отбиваются ногами. Ритмы учитывают биение сердца, поэтому оно не устает. Они не вызывают никакого изменения в ритмах тела.

- Это значит, что в индийском танце нет сюжета?

- Как раз наоборот. Есть технический и описательный танец. Описательный как раз открывает символы из священных писаний и священных текстов. Танцовщица рассказывает истории из священных текстов своим телом, жестами, мимикой. И эмоционально она контактирует со зрителем, потому что зритель знает эти все сюжеты. Когда они видят, как она это выражает, они тоже начинают переживать те же эмоции, что и исполнительница. И здесь есть большое отличие от нашей театральной школы. В индийском искусстве нет импровизации.

Здесь действуют по системе девяти чувств, описанной в трактате, которому более трех тысяч лет. Каждое чувство имеет свою причину. Например, отвращение. Описывается подробно, что его может вызвать. Потом поясняется, что происходит в организме, например, дрожь, повышение температуры, остолбенение… И танцовщица долго учит, долго тренирует в себе это чувство. А когда ей надо на сцене его показать, она вспоминает и начинает автоматически воспроизводить телодвижение и движения мускулов лица, которые описаны. То, что она выражает, очень реалистично. То есть ей не надо играть, она живет этим. И зритель ей верит и сочувствует.

- О чем танцует танцовщица?

- То, что она показывает, связано с божествами. В храмовом танце исполнительница играет все роли. И тут главное - взаимоотношение божества и поклоняющегося: она и покланяется, она и божество. Кстати, храмовый танец не аскетичен. Здесь танцовщица выражает свою любовь божеству, и ту же эротику. Это в природе женщины. Каждый танец без эротической составляющей мертвый. Как показывать божество, тоже строго описано. Есть определенные жесты для каждого божества, определенные позы, взгляд... Считается, что правильно исполненный танец очень сильно очищает пространство на очень большой территории. Изменяется и энергетика зрителей.

- Бывает классический индийский танец не о богах, а о повседневных делах и заботах?

- Конечно. Он тоже связан с тренировкой эмоций. Основная - это любовь, эротика. Есть много танцев, в которых девушка ждет возлюбленного. Она только влюбилась, украшает себя, ждет, мечтает… У нее возвышенные эмоции, дует ветерок, благоухают цветы… Потом либо ее бросил любимый и она переживает разлуку, украшает себя, затем срывает украшения, жалуется подруге, либо в гневе уже высказывает все любимому, который ее бросил.

- Индийский танец геометрический, у него древняя история, и фигуры регламентированы. Есть ли творческая составляющая, авторская хореография? Или это все реконструкция древних постановок?

- Нет классических постановок. Есть только древние тексты на санскрите и тамильском языке и классическая музыка. Каждый гуру является постановщиком. Есть формат, есть текст, но каждая танцовщица по-своему его интерпретирует в тех регламентированных движениях и переходах. Есть определенные виды танцев, которые имеют строгую структуру. Есть словарь жестов, выбирая которые, вы рассказываете историю. Один и тот же текст разные танцовщицы показывают по своему. В этом тоже заключается мастерство.

- Наверное, ни в одном танце мира глаза не играют столько, как в индийском танце. Складывается впечатление, что для них прописана отдельная партия. Насколько велика роль взгляда?

- Это самое главное! Потому что танцуют руки, ноги, но именно взгляд передает настроение, энергию, весь смысл того, что показывает тело. Если смотреть на танцовщицу, глаза очень ярко выделены. Есть много индийских стилей, когда тело вообще не танцует. Исполнительница сидит на полу, участвуют руки, которые показывают историю, а глаза вкладывают смысл. Это тоже большая тренировка. В техническом танце глаза передают все акценты, усиливают ритм.

- В восточных танцах мужчина обычно занимает пассивную роль и просто смотрит на мастерство танцовщицы. Но если поверить все тому же кинематографу, индусы не меньше любят танцевать, чем их женщины. Отведена ли мужчине роль в индийском классическом танце?

- Традиционно мужчины танцевали в драмах, которые показывали во время религиозных праздников, но не в самом храме, где танцевала женщина, а перед ним. Есть чисто мужские стили, это тоже драмы. И там мужчины танцевали и свои, и женские роли. Они переодевались, красились. И это было очень искусно. Сейчас если я вижу на сцене очень женственную, "мягкую", чувственную танцовщицу, я понимаю, что это мужчина. А есть еще стиль одиcси, тоже мягкий.

Мужчины его начали танцевать, когда на Индию напали мусульмане и стали убивать храмовых танцовщиц. И вот чтобы уберечь женщин, мужчины переоделись и затанцевали. Сейчас мужчины танцуют от своего лица храмовые танцы. Единственное, они подбирают репертуар так, чтобы текст читался от лица мужчины. На них интересно смотреть: техника и энергетика отличаются от женских, они более четкие и энергичные.

- Анна, проучившись шесть лет в Индии, встретив там будущего мужа и выйдя за него, вы все равно вернулись в Украину. Сейчас вы руководите театром индийского классического танца "Накшатра". Создание его - это ностальгия или замысел, который пришел еще в Индии?

- В Индии. Я знала, что в Украине никто не знает, что такое индийский танец. Когда я поехала в Индию, у меня не было желания преподавать. Я хотела научиться для себя. Меня учительница начала заставлять и навязывать идею, что я должна учить. Я не хотела, но там слово гуру - закон. И я официально преподавала на первых двух курсах в институте. Я говорила, что мне неуютно, но гуру отвечала: "Я тебя учу, поэтому и ты должна передавать умения".

Сейчас я хочу поставить несколько интересных спектаклей, но пока это только планы. Несколько мы уже поставили, но больше пока не можем, потому что нужна серьезная работа, нужно серьезно подготовить студентов. Самодеятельность тут не пройдет: у танца слишком глубокая философия и сложная техника.

- Насколько адекватно украинское общество воспринимает индийский храмовый танец?

- Мне кажется, общество ничего не знает о нем и потому никак не воспринимает. Интересуются только те, кто в принципе увлечен восточной философией. Таких людей становится все больше, но нельзя сказать, что их много.

- Не собираетесь ли вы вернуться в Индию, где есть спрос на танец?

- Я собираюсь туда съездить. Но не для того чтобы учить, а чтобы учиться. Надо возвращаться к корням танца, чтоб подпитываться. Считается, что на освоение этих танцев нужно 11 жизней. Так что в Индию я вернусь еще не раз.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Malo99
Новый посетитель


Зарегистрирован: 11.12.2019
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Ср Дек 11, 2019 5:21 pm    Заголовок сообщения: Re: БХАРАТАНАТЬЯМ Ответить с цитатой

[quote="indiandance"]Бхарата Натьям - утонченная и сложная форма танцевального искусства штата Тамилнад. Это динамичный, земной и очень четкий стиль танца. Ему присуще разнообразие движений с упором на притоптывание, прыжки и повороты. Основные фигуры - уравновешенные позы с вытянутыми руками и ногами, что придает танцу некоторую линейность. В этом танце в равной степени чувствуются красота и сила, замедленность и убыстренность, чистый танец и пантомима. Этот стиль одинаково пригоден как для сольного, так и для группового исполнения.
Профессиональные танцовщицы глубоко понимают идейное и философское содержание индийских мифов и легенд и, к тому же, прекрасно владеют техникой танца. Передача различных форм поэтического текста представляет собой настоящий экзамен профессиональному мастерству танцовщицы. Она исполняет роль главной героини произведения и изображает ее разнообразные состояния. Чтобы уметь выразить мельчайшие оттенки чувств, танцовщица должна быть по-настоящему творческой, вдохновенной личностью. Именно умение танцовщицы передать сюжет танца на разных смысловых уровнях и привлекает внимание аудитории. При сольном исполнении индивидуальность трактовки зависит от возраста танцовщицы, ее подготовки, художественного вкуса, опыта, знаний и таланта.
Широко распространено мнение, что название стиля Бхарата Натьям означает "индийский танец". Это недоразумение вытекает из всеобщего признания этого классического стиля танца штата Тамилнад как в Индии, так и за рубежом. Однако его преданные поклонники отмечают, что это название появилось не более пятидесяти лет назад. Ранее его называли то садир качерu (садир - танцовщик, качерu - зрители), то чиннамела (маленькая аудитория, в отличие от перuйамела - большого количества публики), то дасиатта - от храмовых девадаси (танцовщиц), которые его исполняли. Более правдоподобна версия, что Бхарата состоит из первых слогов следующих слов: бхава (чувство), рага (мелодия) и тала (ритм) - и оно как бы объединяет три столпа, на которых основан стиль. Существует еще одна гипотеза, согласно которой стиль Бхарата Натьям, строго придерживающийся заветов "Натьяшастры", получил свое название в честь мудреца Бхараты, составителя этой древней книги.
Бхарата Натьям уходит корнями в индуизм, а конкретнее - в индуистские мифы и ритуалы. Это особенно проявляется в текстах, отбираемых для исполнения, в скульптурных изображениях танцовщиц в древних индуистских храмах и в самой философии этого танцевального стиля. Скульптуры в южно-индийских храмах рассказывают о том, как музыка и танец были переданы людям самими богами и богинями.
Поэтому совершенно очевидно, что духовное значение Бхарата Натьям нельзя игнорировать. Индуизм называют "живой религией". В каждом мифе есть мораль, которая просто-напросто учит этике каждодневной жизни и ее связи с трансцедентальным. События развиваются на очень простом, человеческом уровне, что привело к некоторому упрощению и в исполнении танца; при такой трактовке возвышенное может показаться весьма приземленным.
До начала XX века танец был составной частью храмовых обрядов. По традиции храму покровительствовал местный правитель или высший представитель местной власти. Танцовщица, ее гуру и их музыканты пользовались большим уважением и находились на содержании храма. Во время религиозных процессий танцовщица выступала впереди повозки, на которой везли изображение божества. Она прекрасно знала храмовый ритуал, правила жертвоприношений и молитв и играла важную роль носительницы приношений к изображению божества. Танцовщица почиталась женой бога, и ее важнейшей обязанностью было участие в церемониях, связанных сего культом. Это напоминало положение верховных жриц в храмах Древней Греции. Ее называли девадаси, служанкой бога. Сам танец, помимо сложных ритуальных церемоний, исполнялся и в других случаях в подходящее время, при благоприятных обстоятельствах, например по случаю фестиваля, коронации, бракосочетания, рождения сына или вхождения в новый город или дом. Территория вокруг храма считалась единственно удобным местом, где могли собираться люди, чтобы посмотреть танец. Сама танцовщица была богатым и уважаемым человеком.
Во время британского правления танец начинает утрачивать свое ритуальное назначение. Девадаси стали танцевать при дворах принцев и в домах богатых землевладельцев. Поэты витиевато воспевали величие их покровителей, а танцовщики исполняли танцы на их стихи. Храмовая танцовщица превратилась в придворную, часто пользующуюся дурной репутацией. Тяжелая политическая обстановка в стране и новое понимание социально-культурных ценностей образованными и зажиточными индийцами отрицательно сказались на их отношении к искусству танца. Социальный статус танцовщицы упал, тень была брошена на само искусство, и общество оказалось лишенным возможности наслаждаться Бхарата Натьям на протяжении многих лет.
Может быть, именно угроза полного исчезновения Бхарата Натьям и стала причиной размаха движения за его возрождение и возвращение танцу былой славы. Инициатива Баласарасвати и Раджалакшми была подхвачена Рукмини Деви и И.Кришна. Музыкальная академия Мадраса внесла большой вклад в дело возрождения танца, предоставив Баласарасвати площадку для публичных выступлений. Излишний уклон в сторону эротики вскоре был выправлен, и в исполнение Бхарата Натьям снова вернулись хороший вкус и эстетическая тонкость. Первое публичное выступление Рукмини Деви в 1935 году ознаменовало собой необратимость возврата к старому.
Бхарата Натьям - многогранный вид искусства. Он включает в себя музыку, поэзию, драматическое искусство и пантомиму. Рассматривая важнейший аспект этого стиля, а именно нритту (чистый танец), следует прежде всего принимать во внимание положение тела и рук, движения танцора в соединении с музыкальным контекстом. Ритм, основная составляющая часть танца, вплетается в мелодию, поэтому важно знать, какая музыка и какие ритмы сопровождают нритту. Нритта - сердце танцевального стиля, а нритья - его душа. Мелодия, ритм и стихи - его постоянный аккомпанемент и источник вдохновения.
Согласно "Абхинайе Дарпане", которой и сегодня строго придерживаются приверженцы Бхарата Натьям, существует десять основных положений тела. Однако наттуванары (учителя танца) редко пользуются санскритскими терминами, предпочитая на занятиях с учениками прибегать к более простой тамильской терминологии. Поэтому вместо айата они обычно употребляют apauмaнди, что по-тамильски означает просто "полусидя". Таким же образом мураманди означает "полностью сидя", это положение на корточках, когда танцовщица сидит на носках с разведенными в стороны коленями. Из этого положения исполнительница переходит в мотита, когда колени поочередно опускаются на пол, или паршвасучu, когда одно колено упирается в пол, или самасучu, когда оба колена упираются в пол. Гуру и танцовщицы могут по-разному трактовать и выполнять эти позиции. Однако чисто зрительное восприятие основных поз дает ясное представление о стилевых границах этого танца. Это основная структура, в рамках которой работает танцовщица.
Система выстраивания адаву, ряда статичных поз, связанных между собой таким образом, чтобы создавалось движение, была впервые четко сформулирована лет сорок назад. Обучение им было случайным, в некоторых школах такое положение сохранилось и по сей день. Ученицы часто изучали предмет в целом, рассматривая каждое движение в отдельности только тогда, когда оно встречалось в хореографии. Отсутствие хороших пособий и излишняя торопливость в завершении курса со стороны учителей и сейчас приводят к недостаточному овладению студентами азбукой стиля. В результате танцовщицы часто имеют довольно смутное представление о построении стиля танца. К счастью, в настоящее время гуру начали систематизировать свои про­граммы, что позволило ученикам разных школ пользоваться ими.
Рукмини Деви была первым систематизатором обучения Бхарата Натьям. Она разработала свою систему "развития адаву", с тем чтобы ученик постепенно переходил от простых движений к более сложным: от статичных фигур к фигурам, выполняемым в движении; от движений, выполняемых в араиманди, к движениям в более сложных положениях, затем к поворотам и прыжкам и, наконец, к фигурам с очень сложной комбинацией положений рук и ног. Ее вклад в обучение Бхарата Натьям неизмеримо велик, и разнообразие движений и фигур этого стиля танца в настоящее время во многом обязано ее таланту и творческому гению.
Во время обучения также очень важно придерживаться системы, при которой ученица овладевает каждым движением, проходя через три скорости его исполнения. Это придает ей чувство равновесия и позволяет танцовщице овладеть основным ритмом на самой ранней стадии обучения.
Комбинация фигур в танце позволяет быстро менять направление движения тела. Лила Самсон. Бхарат Натьям.Некоторые фигуры кажутся энергичными, другие - мягкими, одни выполняются на месте в ритме танца, другие выпадают из него, некоторые позиции Simulation de rachat de crédit предусматривают большую свободу движения в стороны, другие же исполняются танцовщицей с определенной целью выхода вперед из глубины сцены. Повороты и прыжки позволяют осуществлять движения по всему пространству сцены и движения на полу. Все это предоставляет хореографу богатые возможности для составления разнообразнейших композиций. Хорошая танцовщица может очень эффектно станцевать даже небольшую комбинацию нритта. Исполнение продолжительных комбинаций не свидетельствует о мастерстве танцовщицы, оно скорее говорит о ее выносливости и самоконтроле.
Бхарата Натьям основан на музыкальной системе карнатак и его ритмических циклах, или талах. Музыкальный аккомпанемент должен содержать ритмический потенциал для чистого танца и соответствующее литературное содержание для сюжетного танца. У мридангама - основного ударного инструмента южной Индии - один корпус, в отличие от северного табла, который состоит из двух отдельных частей - с более низким и более высоким регистром, на каждом из которых играют одной рукой. Слоги, или ритмические звуки, мридангама присущи именно Бхарата Натьям, их произносят или поют как аккомпанемент абстрактным частям танца - нритте.
Как в музыке ноты имеют названия "са-ри-га-ма-па-дха-ни" , так и в танце есть барабанные слоги: тат-дхита, така-дхими, нака-джхам, тадхин-джина и т.д. Различные комбинации этих фраз во время их звучания придают фрагментам чистого танца - нритты - пикантность и выразительность. Комбинации таких фраз называются джати, и в любом танцевальном представлении виртуозность и мастерство наттуванара определяются правильным построением этих джати в сложные ритмические фигуры в определенном временном цикле.
Слово тала происходит от слова, обозначающего "поверхность ладони", которой отбивается ритм. Существует гипотеза относительно слова "тала", согласно которой оно состоит из первых слогов двух слов: тандава и ласья, что романтически подразумевает слияние мужского и женского начал или форм ритма. Существует семь тала. Каждая из них может использовать любой из пяти вариантов джати, что дает нам в целом 35 различных тала.
В прошлом танцовщице аккомпанировал оркестр, находившийся сзади нее на сцене. В него входили один или два наттуванара, которые играли на тарелках и пели песни, мальчик, единственной задачей которого было поддерживать однообразный монотонный звук, или шрутu (высота тона), при помощи маленького ящика, и кларнетист. Кларнет, некогда весьма популярный, позже был заменен флейтой. Этого требовала "Абхинайя Дарпана", и такое положение сохранялось до 20-х годов нашего столетия, когда изменились сценические условности. В сегодняшних концертах музыканты сидят справа от танцовщицы, ближе к переднему краю сцены. В состав оркестра входят наттуванар, певица, исполнитель на танпуре, сменившей примитивный ящик шрути, флейтист, скрипач и музыкант, играющий на вине.
Исполнители индийских классических танцев внешне очень эффектны. Танцовщица Бхарата Натьям не исключение. Она одета в красочный костюм и имеет такое количество драгоценностей, что непонятно, как она вообще может передвигаться - не то, что самозабвенно танцевать.
Волосы танцовщицы заплетены в косу. В них вплетены цветы и украшения. Традиционное головное украшение состоит из длинного плоского обруча, охватывающего голову и окаймляющего лицо, и двух больших круглых заколок на темени по обе стороны пробора, символизирующих солнце и луну. На черных волосах эти золотисто-красные украшения смотрятся на редкость выигрышно. Танцовщица также надевает золотые браслеты, цепочки на руки, ожерелье с большой подвеской в середине, колье, пояс, браслеты для ног и колокольчики. Подобные украшения имеют исполнительницы и других форм индийского классического танца. Металл украшений может быть разным в зависимости от стиля танца, так же как рисунок и употребляемые камни. В Бхарата Натьям используют красные, белые и зеленые полудрагоценные камни, оправленные в золото или позолоченное серебро.
Костюм танцовщицы составляет богатое сари из Канчипурама. Канчипурам - город, знаменитый своими прекраснейшими шелковыми сари с традиционным, вышитым золотой нитью орнаментом по краям. Для сцены предпочитают обычно контрастирующие цвета, такие, чтобы цвет орнамента выделялся на фоне самого сари. С танцем Бхарата Натьям обычно ассоциируются горчичный, зеленый и красный цвета.
Сари надеваются по-разному, длина их, как правило, чуть ниже икры. Сейчас в моде шитые костюмы, имитирующие сари. Благодаря костюму танцовщица сохраняет опрятную внешность и избавляется от необходимости обматывать вокруг себя шесть ярдов тяжелой материи.
(По материалам книги «Ритмы радости» Лилы Самсон)
/quote]

Здравствуйте, почему вы говорите, что они предпочитают контрастные цвета, как горчица?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение AIM Address
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Индийский классический танец Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
Страница 34 из 34

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100