На narthaki.com опубликовали интересную статью о Шрингара Расе или расе Любви. Почему так важно понимать, что есть Раса? Каковы способы её достижения? Раса - является целью любого искусства в индийском понимании. Но я думаю, что эта цель также равносильна для любого искусства в принципе.
Аромат и цвет Шрингара Расы
(Неполный перевод статьи Калы Рамеш: The flavoring and the flowering of Shringara rasa,
Kala Ramesh, Pune, December 19, 2008, http://www.narthaki.com/artindex.html)
***
Что это ‘нечто’, придающее сахару его сладость?
Это типичное, особенное ‘нечто’, принадлежащее сахару?
То самое ‘нечто’, которое не может существовать отдельно или быть отделённым от сахара, ибо в сладости сахара остаётся ли сахар сахаром?
Вот так и раса принадлежит искусству.
Как волна, будучи частью океана, неоднократно вырастающая из него с тем, чтобы упасть к нашим ногам для нашего же удовольствия, так же и раса является важной составляющей любого искусства, но проистекающая постоянно из него же с тем, чтобы затронуть наше естество. Раса – это не голая эмоция, а эмоция лишённая индивидуальности. Она освобождена от любого реального жизненного опыта какой-либо личности. Так естественным образом она становится изображённой эмоцией, очищенной искусством. А так как она неличная и незатронутая чьим-либо жизненным опытом, раса или эстетическая эмоция дарит нам лишь радость. Именно поэтому, если однажды человеку удалось испытать расу в каком-либо искусстве, он будет желать её всё больше и больше!
Ананда Кумарасвами говорит: «Она (раса) не существует вне ощущения. Она бесконечна, более того, она сверхчувственна и сверхъестественна (alaukika); и единственное доказательство её реального существования можно обнаружить через опыт (rasavadana)».
***
Шастры описывают нам девять рас или настроений: Шрингара (Любовь), Вира (Героизм), Бибхатса (Отвращение), Роудра (Злость), Хасья (Смех), Бхаянака (Страх), Каруна (Сострадание), Адбхута (Удивление) и Шанта (Умиротворение).
Королевой всех рас безусловно является Шрингара – Любовь. Так что же такое Шрингара Раса?
Современная тенденция рисует нам образы чувственной любви сексуальных отношений, мучения от расставания или измену возлюбленного. Как говорит Тируваллувар: «Любовь слаще вина – одно только название опьяняет». Однако Натья Шастра утверждает, что эротический привкус проистекает из духовного, чистого и безмятежного начала, что достойно созерцания».
И снова, как совершенно правильно заметил известный исполнитель Бхаратанатьям, Данаджаян: «Шрингара раса может быть вызвана различными способами. Во-первых, «Куру Ядунандана» из Гита Говинда представляет Самбхога Шрингара, которая может быть изображена, как встречи мужчины и женщины: их отношения к любви – от стеснения до голого бесстыдства. Во-вторых, «Кришна не беганэ баро», показываемая как Ватсалья - неразрывные узы любви между матерью и ребёнком. И, в-третьих, Бхакти – связующая нить между верующим и Богом. Амурные интерпретации здесь будут неуместны».
Шрингара – это вершина или пик. В эротическом контексте, как предлагает Б.Н. Госвами, она символизирует «наивысшую точку наслаждения». «Увиденная в таком свете, Шрингара становится образным выражением оргазма, взрывом экстаза, который проникает и овладевает духом», - говорит Джульет Рэйнольдз.
Да, но как это изобразить в искусстве? В драме это легко, в танце – несколько сложнее, а в музыке изображение расы требует мастерского подхода. Ведь голос должен обладать тем самым ощущением, той определённой эмоцией, но с достоинством, чтобы оно не казалось просто мирским, приземлённым, грубым и вульгарным. В Индийской поэтической традиции Ритусамхарам со времён Калидасы мы бережно собирали все нюансы, обнаруженные в изучении этой расы!
Секрет заключатся в том, чтобы «не преувеличить» её. Минутное описание или демонстрация с чрезмерным подчёркиванием деталей лишит её утончённости и спонтанности, в результате чего она будет выглядеть вычурно и надуманно. Неуловимость и лаконичность – вот, что ей требуется. Или, как мы говорим, в больших дозах и мёд становится ядом.
Одна известная тамильская пословица гласит: «Aada theriyaada thevadiya mitham konal endralaam». В буквальном переводе это значит, что девадаси, которая не знает, как танцевать, жалуется на кривую сцену. Близкая пословица в английском: «Плохой работник винит своё орудие». Но Тамильская пословица содержит в себе ещё кое-что, а именно то, что странно для девадаси не знать своё искусство.
Существует определённое мнение, что в отличие от современных исполнителей, девадаси прошлых дней могли вызывать чувства или эмоции более эффективно только потому, как сказала одна из именитых танцовщиц Баласарасвати: «Девадаси приходилось всегда полагаться только на свой ум и талант, чтобы заставить любовника (или любовников) возвращаться к ней вновь и вновь. Только женщина, просыпающаяся утром и обнаруживающая, что её любимый ушёл, знает по-настоящему, что такое вираха (разлука, расставание)».
Да, мы уже знаем, что для того, чтобы искусство обрело свой образ и развитие, художнику необходимо страдать. Что он сам должен испытать горечь от разлуки, боль от сомнений и жажду голода. Настоящее искусство не может произрасти из самодовольства, уютного и обеспеченного образа жизни. А лишённое чувства, искусство перестаёт быть искусством! Ибо Раса – это первостепенная часть любого произведения искусства!
Опять же, в нашем мире виртуальной реальности нет ничего невозможного. Когда одного известного писателя недавно спросили, как он получает свои сюжеты, много ли он путешествует, наблюдает за людьми, он ответил, что человеческое сознание настолько сложное, развращённое и блуждающее, что обнаруживает целое изобилие характеров и сюжетов внутри себя. И всё, что требуется автору – это лишь поглубже взглянуть внутрь своего сознания. В то же время, любая эмоция и раса может быть передана наиболее эффективно в том случае, если артист обладает творческим и смелым мышлением с определённой долей осознанности и чувствительности. Если она (танцовщица) достигла ‘thaiyari’ (готовность), т.е. её эрудиция и зрелость достигли надлежащего уровня, если в ней есть творческое начало, тогда изображение расы будет в её силах.
Здравствуйте!
Спасибо большое за сайт. У меня возникло желание прочесть-таки Натью-Шастру, Абхиная Дарпану или хоть что-то из оригинальных индийских текстов. Не знаете, где можно достать что-то. Хотя бы на английском.
Индии считается инструментом для преобразования мира и человека - с помощью танца боги и люди создают и разрушают Вселенную, с помощью танца человек может изменить свое тело и свой разум.
В книге описываются основные особенности индийского исполнительского искусства, представлен очерк истории и теории индийского танца, подробно описаны классические стили - катхак, бхаратнатьям, кучипуди, одисси, катхакали, мохини-аттам, манипури. Однако не меньшее внимание в ней обращено и на "окрестное" танца в Индии, его связь с музыкальным искусством, живописью и скульптурой, религиозными культами, драматическими представлениями, культурной повседневности.
Книга обращена как к специалистам в области танца, так и к широким кругам читателей, интересующихся искусством и духовной культурой Востока.
Вы меня неправильно поняли! Я наоборот считаю, что эта книга написана просто здорово. "Для чайников" имеет положительный окрас в моём понимании. Всё понятно, прекрасно разъяснено. Я много читала, пока практиковать не могла временно. Эта из всего объёма статей интернета и книг на английском лучшая. Самое сложное оказалось про болы, талы и что-то ещё такое (ритмика в общем). Так и не поняла
Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Вт Дек 15, 2009 10:15 am Заголовок сообщения:
Dzhulus_Sooraj писал(а):
Назир, а ты случайно не знашь что означают звания (или как это еще называется) Кумари, Падмашри, Шри, Шримати и т.д.? Я так понимаю Кумари - это начинающая танцовщица, прошедшая Арангетрам. Или я что то путаю? Во всяком случае Шри и Шримати добавляют еще и к именам богов: Шри Кришна, Шримати Лакши-джи и все такое...
Это всё из разных опер. Кумари - это не начинающая танцовщица, а просто ребёнок или незамужняя, т.е. это по возрасту и статусу в обществе, а не в танце.
Шримати - это замужняя или та, у которой есть дети. К танцу не имеет отношения.
Шри - Святой, Священный - по-моему, только имеет отношение к именам Богов. Правда, Индийцы называют детей такими именами.
Падмашри - это самая высокая государственная награда Индии за особые заслуги в той или иной области. Ниже её по рангу - Падма Бхушан и Падма Вибхушан - Медали.
А вот, например, Нритья Чудамани - это уже звание, которое присваивает каждый год артистам Шри Кришна Гана Сабха - один из известнейших Институтов Культуры Индии. Здесь можно посмотреть галлерею тех, кто получил это звание:
Калаймамани - звание за высокие достижения в искусстве от правительства штата Тамил Наду.
Падма Вибхушан - награда по рангу выше чем Падма Шри и Падма Бхушан, выше нее только Бхат Ратна (первая степень). Третьей по степени идет Падма Бхушан, и четвертой Падма Шри.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах