Добавлено: Чт Ноя 06, 2014 9:25 am Заголовок сообщения:
После спектакля "Спартак": Марис Лиепа, Екатерина Максимова, композитор Арам Хачатурян, Нина Тимофеева, Владимир Васильев и жена Хачатуряна Нина Макарова
На 80-м году жизни в Израиле умерла Нина Владимировна Тимофеева, народная артистка СССР, одна из ярчайших представителей того поколения, которое сейчас называют Золотым веком Большого балета.
Она родилась 11 июня 1935 года в Ленинграде, где в 1953 году по классу педагога Натальи Александровны Камковой (ученицы Агриппины Яковлевны Вагановой ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?p=58004#58004 )) закончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге). Уже за год до выпуска дебютировала на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра, где успешно исполнила такие знаковые партии, как Мирта в «Жизели» и Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Но родным для неё стал всё-таки Большой. На его сцене она танцевала на протяжении 32 лет! Её данные были настолько впечатляющи, что Леонид Лавровский, тогдашний худрук Большого, через 3 года после окончания училища переманил недавнюю выпускницу в Москву.
Уже первый сезон в главном театре страны приносит Нине Тимофеевой международный успех. «Девять вызовов Нине» - именно так озаглавила свою статью, посвященную выступлению молодой балерины на первых зарубежных гастролях Большого в Лондоне, газета «Дейли геральд». Тогда в 56-ом на сцене Ковент Гарден она танцевала «Лебединое озеро».
Танец её был не просто яркий, страстный и темпераментный. Он был наполнен глубокими чувствами. В современных партиях, которые оказались наиболее запоминающимися в её репертуаре, она стала «греметь», начиная с балета Лавровского «Ночной город». Но самые яркие у неё, это роли драматические. Те, что на её индивидуальность были поставлены Юрием Григоровичем. Они конечно и стали вершиной творчества Нины Тимофеевой: Хозяйка Медной горы в «Каменном цветок», Эгина в «Спартаке», и особенно Мехменэ-Бану в «Легенде о любви»…
На сцене Большого театра только что прошло возвращение этого балета. Так вот Нина Тимофеева танцевала Мехменэ-Бану в общей сложности около 70 раз, и это была одна из лучших её ролей. Сейчас не хватает личностей на сцене. Нина Тимофеева такой личностью, несомненно, была. Одна из лучших учениц Марины Семёновой ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5875 ) и Галины Улановой ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?p=57211#57211 ), она заставляла не просто восхищаться технической стороной своего таланта, она заставляла зал сопереживать.
В жизни Нина Владимировна была скромным человеком, не выносила атрибутов богемной жизни, светских приёмов и шумных компаний, не любила общаться с журналистами. «Наденька, следи за мамочкой, она же не от мира сего» - говорила мать балерины своей внучке. Видимо, поэтому у танцовщицы не складывалась личная жизнь. Она несколько раз выходила замуж: была в близких отношениях с Олегом Ефремовым, потом возник Георгий Рерберг (оператор таких фильмов, как «Зеркало» Тарковского и популярнейших комедий «Здравствуйте, я ваша тётя» и «12 стульев»), в семье которого и родилась её дочь Надя. Отношения, однако, не складывались. И лишь брак с тогдашним директором Большого театра композитором Кириллом Молчановым (отец известного телеведущего Владимира Молчанова) оказался счастливым. Для неё он написал балет «Макбет». Это, конечно же, одна из последних крупных работ балерины, в которой так выпукло проявился её необыкновенно талант драматической актрисы. Однако именно этот балет оказался в её жизни трагическим. За 7 минут до начала спектакля Кирилл Молчанов умер, сидя в своей ложе, о чем балерина узнала только в антракте после первого действия. Тем не менее, на второй акт она всё равно вышла на сцену. Чего ей это стоила, знала, наверное, только она одна.
После окончания карьеры прима-балерины Нина Тимофеева была педагогом в Большом театре, а в начале 90-х получила приглашение преподавать в Иерусалиме. Здесь она занялась созданием школы классического балета, которое имеет и другое название - балетная студия «Нина».
«Будучи молодым солистом, я как раз вошёл в балетный зал, когда были постановочные репетиции балета «Асель», который ставил Олег Виноградов ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5949 ), – вспоминает по телефону о своей первой встречей с танцовщицей в разговоре со мной народный артист СССР Борис Акимов. - И я, молодой, пришёл к такой выдающейся балерине, знаменитой не только в Советском Союзе, но и во всём мире. Она меня многому научила, что в последствии мне, конечно же, пригодилось. После «Асели» я с ней танцевал очень много Крассов в «Спартаке». У нас был хороший и творческий, и человеческий контакт. Конечно, сегодня трудно сознавать, что её уже нет. Только понимаешь, как быстротечно время и что наша жизнь мгновение. Так уж случилось в её жизни, что она покинула родину, но я знаю, поскольку общался с её дочкой очень много, как она всегда интересовалась тем, что происходит в театре. Будучи там, она жила Большим театром. Её интересовало всё, она была в курсе всего. Её творчество – это необыкновенная страница в истории балета Большого театра, в истории балета нашей страны, да и мирового балета, потому что её очень хорошо знал и любил зритель и за рубежом. Она всегда получала бурю восторгов и оваций во время зарубежных гастролей балета Большого театра. Это трагический для нас день. Уходит целая эпоха и время, в котором мы жили, творили и работали с такими выдающимися артистами и мастерами, а она действительно входила в когорту великих мастеров Большого театра, которые в 1960-е, 70-е, 80-е годы украшали его сцену».
Звоним главному редактору журнала «Балет» Валерии Уральской:
«Балерина она была очень интересная, очень темпераментная. Блестящая Мехменэ-Бану просто одна из лучших! Потрясающая Эгина в «Спартаке». Когда она уже кончила танцевать, она начала вести класс солистов. Вела его недолго, но так получилось, что однажды я попала к ней на урок. На меня этот класс произвёл очень большое впечатление своей логикой, какой-то балеринской статью всего этого действа. Конечно, она могла бы стать выдающимся педагогом для Большого театра, но в силу обстоятельств не стала им. Насколько я знаю, у неё очень болела мать. По-моему, у неё был рак. И для того, чтобы мать вылечить, она уехала в Израиль. С собой она взяла свою дочь, которая только окончила хореографическое училище и в то время уже начала танцевать. Мне кажется, там она не прижилась. Как и многие за границей в силу ряда обстоятельств. Израиль вообще не балетная страна и поэтому достичь чего-то интересного как педагогу Нине там, по-видимому, не удалось.
- Она ведь была депутатом Верховного Совета?
- По очереди многие выдающиеся балерины депутатами были. И Бессмертнова ( http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=5863 ) тоже. Поскольку культура должна была быть как-то представлена. Но в какой-то особой общественной деятельности она замешана не была. Балерина ведёт спектакль за спектаклем, да ещё дочку рожает… Там не до политики было.
- Говорят, что Нина Тимофеева соперничала с Майей Плисецкой?
- Я считаю, что это неправда. Никакого соперничества между этими балеринами не было. Они просто часто выступала в одних и тех же ролях. Не все ведь, кто выступает в тех же ролях, соперничают. Они балерины очень разные: Нина балерина очень техничная, очень эмоциональная, очень темпераментная. А Майя с особой магией. С Плисецкой никто не соперничал! Это бессмысленный разговор о соперничестве, когда две такие разные индивидуальности. В своём поколении Нина Тимофеева была одна из самых ярких в силу и техничности своей, и стильности. Она ведь была очень стильной балериной. И главное - большой личностью. Этого в современном балете очень не хватает!
- Говорят, что Нина Тимофеева соперничала с Майей Плисецкой?
- Я считаю, что это неправда. Никакого соперничества между этими балеринами не было. Они просто часто выступала в одних и тех же ролях. Не все ведь, кто выступает в тех же ролях, соперничают. Они балерины очень разные: Нина балерина очень техничная, очень эмоциональная, очень темпераментная. А Майя с особой магией. С Плисецкой никто не соперничал! Это бессмысленный разговор о соперничестве, когда две такие разные индивидуальности. В своём поколении Нина Тимофеева была одна из самых ярких.
Говорят!!! Для раскрутки и создания мифа Плисецкой и не то говорят. А общепризнанные факты таковы: Плисецкая никогда не могла скрутить 32 фуэте в "Лебедином", всегда заменяя его на большой круг. Согласна, в профессии считается, что, поскольку балет - это всё-таки искусство, поэтому опера - это не верхнее "до", а балет, - это не 32 фуэте. Но, с другой стороны, общепризнанные критерии профессии таковы, что, если не можешь крутить эти самые 32 фуэте - не лезь в спектакль, откажись от спектакля. Но она же Плисецкая, она же из кожи лезла вон чтобы что-то кому-то доказать! Нина Тимофеева была блистательной Мехменэ-Бану и Эгиной в балетах Григоровича "Легенда о любви" и "Спартак" соответственно. Об этом не только вся театральная Москва знает, но и все за рубежом, кто интересуется Большим Балетом, поскольку за рубежом успех у Нины Тимофеевой был огромный. А вот Плисецкая разок-другой попробовала поучаствовать в "Легенде" и в "Спартаке", получила травмы и стала лить грязь на Григоровича, что он якобы такой-сякой. Тьфу на эту Плисецкую.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах