Список форумов IndianDance.biz IndianDance.biz
Международный русскоязычный Форум любителей Индии и индийского танца
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск    ПрофильПрофиль   РегистрацияРегистрация 
 Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Легенды русского балета. Ольга Лепешинская
На страницу
1, 2  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Информация о исполнителях
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Пт Июн 20, 2014 8:57 pm    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой

Легенды русского балета. Ольга Лепешинская



О́льга Васи́льевна Лепеши́нская (15 ( 28 ) сентября 1916 (1917) года, Киев, Российская империя — 20 декабря 2008 года, Москва, Российская Федерация ) — советская российская балерина и балетный педагог, одна из ведущих балерин Большого театра. Народная артистка СССР (1951). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950). Член ВКП(б) с 1943 года.

Мало кто из балерин обладает в такой степени качеством, именуемым чувством современности. Обладая безупречной хореографической техникой, Лепешинская сумела в каждом создаваемом сценическом образе воплотить черты, близкие психологии человека своего времени, а также отразить свой собственный, живой и ищущий, характер.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 2:23 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой

Ольга Лепешинская родилась 15 ( 28 ) сентября 1916 года. Отец будущей балерины, Василий Лепешинский, был инженером, крупнейшим специалистом по строительству мостов, ответственным работником Госплана СССР. Дочкину увлеченность танцем и мечту о балете отец не поддерживал, считая это занятие легкомысленным и несерьезным. По его мнению, гораздо больше пользы стране мог принести хороший инженер или врач. Мать, Мария Сергеевна, относилась к мечте маленькой Оли с пониманием, однако самую большую поддержку девочка получила от друзей их семьи – художника Большого театра Федорова и его жены, которая в прошлом сама была балериной.

Маленькая Ольга Лепешинская, или, как ее звали за непоседливый характер и мальчишеские повадки, Леша, настаивала на том, что она должна заниматься танцем. Летом 1925 года Федоровы сумели уговорить Марию Сергеевну тайком от мужа отвести девочку на просмотр в балетный техникум. И она была зачислена кандидаткой в ученицы техникума.

Мать убедила отца в том, что девочку, мечтающую о балете, необходимо учить. И она стала брать первые уроки хореографии у педагога О.Н. Некрасовой. Зимой 1925 года освободилось место ученицы в балетном техникуме. И когда Лепешинская пришла на занятия, выяснилось, что она ни в чем не отстает от своих соучениц, занимавшихся в техникуме уже несколько месяцев. Но Ольге нужно было быть лучше их. Своим трудолюбием она вызывала удивление у соучениц и преподавателей.

Вскоре Лепешинская действительно стала первой в своем классе, несмотря на то что природа не одарила ее исключительными возможностями.

Впервые на сцену Большого театра Ольга Лепешинская вышла в десятилетнем возрасте. В прологе оперы «Снегурочка» она исполняла роль «пичужки», приветствующей приход весны. А первым серьезным выступлением Ольги на сцене Большого театра было участие в юбилейном вечере в 1932 году. Будущая балерина училась тогда в восьмом классе. В этом же году состоялась ученическая постановка «Щелкунчика» на сцене Большого театра. Лепешинская исполняла главную партию дивертисмента – партию Феи Драже и заслужила признание публики и критиков.

По окончании училища в 1933 году Лепешинская сразу была зачислена на ведущее положение в труппу Большого театра, что противоречило обычным правилам. Она дебютировала в партии Лизы из «Тщетной предосторожности». В ее репертуар вошла также партия Сванильды из балета «Коппелия».

Однако самый громкий успех принесло молодой балерине исполнение роли Суок в балете по сказке Юрия Олеши «Три толстяка» в 1935 году. Партия Суок была весьма сложной для исполнения. Лепешинской необходимо было воплотить в этом образе и живую, легкую подвижность Суок-девочки, и скованность, соединенную одновременно с грациозностью, Суок-куклы. С задачей балерина справилась блестяще, что стоило ей огромного труда.

Однако, несмотря на несомненный успех, через некоторое время балет «Три толстяка» был снят с репертуара Большого театра и возобновлен лишь в 1940 году.

1936 год стал для Ольги Лепешинской триумфальным – состоялась премьера новой постановки «Спящей красавицы», в которой Лепешинская танцевала принцессу Аврору. Ранее балет шел в канонической постановке Петипа, и новая трактовка Чекрыгина и Мессерера, а также новое либретто внесли в него множество изменений, более созвучных современности. Партия Авроры – труднейший экзамен для любой балерины, и Ольга Лепешинская выдержала его с честью, сумев внести в него собственные черты – живость, динамичность, жизнеутверждающую силу.

В 1938 году Лепешинская исполнила роль Полины в балете «Кавказский пленник» по поэме Пушкина. Лепешинская танцевала блестяще. Но сама она осталась недовольна исполнением. Балерина всегда была по отношению к себе самым строгим критиком. Не принесла ей удовлетворения и партия Маши в «Щелкунчике», и даже та партия, о которой мечтает каждая балерина, – Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Она решила, что не должна танцевать Одетту-Одиллию, поскольку не находила в себе тех внешних и внутренних качеств, которые позволили бы ей слиться с этими образами, создать их совершенное сценическое воплощение. И балерина совершила беспрецедентный поступок – несмотря на славу, которую принесло ей «Лебединое озеро», она попросила руководство Большого театра освободить ее от участия в этом спектакле.

В 1940 году Ольга Лепешинская включила в свой репертуар новую партию, которая стала для нее одной из любимейших, – партию Китри из балета «Дон Кихот».

Началась Великая Отечественная война. Ольга Лепешинская сразу пришла в райком комсомола и потребовала, чтобы ее отправили на фронт. А ей предложили записаться на курсы медсестер. Артистка была возмущена – как же так, ведь она сдала все нормы ГТО и имеет значок «Ворошиловский стрелок»! Она стала дежурить во время налетов вражеской авиации, провожать уезжавших на фронт солдат и офицеров. Однажды во время таких проводов она выступала, призывая бойцов крепче бить врага, как вдруг кто-то из слушателей крикнул: «Лепешинская, ты лучше станцуй». Присутствующие образовали круг, и артистка стала танцевать.

Потом Лепешинская вместе со всей балетной труппой Большого театра эвакуировалась в Куйбышев. Несмотря на бытовые неудобства, работа не прекращалась и в эвакуации.

В августе 1942 года начались концерты Лепешинской – и сольные, и в составе фронтовой концертной бригады Большого театра. На протяжении всех лет войны Лепешинская не только продолжала выступать на сцене, но и успевала объездить с концертами множество городов, поселков, госпиталей. Побывала она и на линии фронта, воодушевляя бойцов своим искусством. 5 декабря 1943 года в Куйбышеве на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Алые паруса», поставленного по одноименной повести Александра Грина. Основной исполнительницей партии Ассоль стала Лепешинская.

9 мая 1945 года она встретила в Варшаве. А на следующее утро получила телеграмму. Хореограф Ростислав Захаров сообщал, что ставит для нее балет «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева, и просил срочно приехать. 21 ноября 1945 года балет вышел на сцену. Это была первая послевоенная премьера Большого театра.

После премьеры «Золушки» перед руководством Большого театра встала проблема балетного репертуара. Решили обратиться к классике. В конце 1945 года была завершена работа над балетом по повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Партию Лизы танцевала Ольга Лепешинская. В этой роли ей пришлось развить мотив двойственности своей героини. Критики отмечали, что Лепешинская удивительно тонко показывала процесс «перевоплощения» Лизы то в простую крестьянскую девушку, то в чопорную барышню, нигде не теряя грации, меры и такта.

Образами, близкими по духу самой Ольге Лепешинской, стали Жанна из балета «Пламя Парижа» (за нее в 1947 году Лепешинская получила Государственную премию) и Тао Хоа из балета «Красный мак» (также отмечена Государственной премией).

В 1949 году Лепешинская стала первой исполнительницей партии Мирандолины из одноименного балета Василенко. Работа над этой ролью увлекла Ольгу Лепешинскую, поскольку давала возможность проявить свою блестящую хореографическую технику и незаурядное комедийное дарование. Живой, праздничный, радостный балет надолго стал любимейшим у зрителей.

Дальнейшая судьба балерины складывалась непросто. 1950 год принес Ольге Лепешинской много горя – арестованы многие родные ее отца, а потом – и ее муж, полковник МГБ. Она пыталась узнать что-либо о судьбе мужа, однако Берия лично запретил ей эти попытки. Фактически саму Лепешинскую спасло в то время лишь то, что Сталин с удовольствием смотрел спектакли с участием любимой балерины, называя Лепешинскую «стрекозой». Однако она была исключена из партии и всех общественных организаций. Тем не менее ее работа продолжалась.

В 1952 году состоялась премьера балета «Фадетта», в котором Лепешинская танцевала главную партию. Героиня вновь оказалась той, к которым тяготела душа балерины, – чистая, непосредственная девушка из народа, которой приходится преодолевать много невзгод и отстаивать свои права. Однако партия Фадетты, к сожалению, не отличалась интересной хореографией. Все же работа над этим образом помогла Лепешинской в осмыслении характера следующей своей героини – Сари из балета «Тропою грома». Здесь вновь возникла трагическая тема неравной любви, очень популярной в те годы. Балет «Тропою грома» был посвящен любви белой девушки к мулату. Партия Сари была последней в ряду премьер замечательной балерины Ольги Лепешинской, завершая созданную ею галерею образов.

Лепешинская продолжала выступать в своих прежних партиях, однако количество выступлений балерине пришлось сократить из-за последствий перенесенной в 1954 году серьезной травмы. Танцуя в балете «Красный мак», балерина внезапно ощутила резкую боль в ноге. Партию она с огромным трудом довела до конца, а после окончания спектакля выяснилось, что ее стопа сломана сразу в четырех местах. Правда, после длительного лечения она нашла в себе силы вернуться на сцену.

В 1956 году после одного из приемов в Кремле Ольга Васильевна вышла на улицу. Моросил дождь, а машины за ней почему-то не прислали. Вышедший следом человек в военной форме, увидев ее растерянность, предложил подвезти. Ольга Васильевна понятия не имела, что рядом с ней крупный военачальник, генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов, а ее спутник и не думал, что едет с известной артисткой Ольгой Лепешинской. Короткий разговор в пути положил начало большому чувству. Вскоре они стали мужем и женой.

Лепешинская выступала до 1963 года, закончив свою карьеру вскоре после смерти Алексея Антонова. Шок был таким сильным, что она потеряла зрение. В 1963 году правительство отправило Ольгу Васильевну для лечения в Италию. Зрение ей восстановили, но еще некоторое время ей требовалось постоянное наблюдение врачей. Однако кипучая энергия Лепешинской не могла оставаться без дела. Поэтому когда Римская академия танца «Санта Чечилия» обратилась к балерине с просьбой провести с ученицами несколько показательных уроков, она согласилась, взяла класс и стала работать. Так началась ее педагогическая жизнь в искусстве.

Знания и опыт ее оказались не востребованы ни в родном театре, ни в хореографическом училище. И в это время руководители немецкой «Комише опер» Вальтер Фельзенштейн и Том Шиллинг пригласили Лепешинскую помочь им в создании балетной труппы. Десять лет отдала она коллективу «Комише опер». Потом были другие города, другие страны. За Римом и Берлином последовали Дрезден, Штутгарт, Мюнхен, Будапешт, Вена, Белград, Стокгольм, Нью-Йорк, Токио и многие другие города.

После завершения карьеры в 1963 году Лепешинская занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене, Берлине и многих других городах, участвовала в жюри международных конкурсов артистов балета. Ольга Васильевна входила в правление общества «СССР — Япония» и «СССР — США».

С 1992 года О.В. Лепешинская — президент Российской хореографической ассоциации, а с 1996 года возглавляла правление Центрального дома работников искусств. В 1997 году стала профессором ГИТИСа. Более 50 лет возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа.

Скончалась 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве. "Она уснула и не проснулась", — рассказал родственник балерины. Похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище в Москве. Детей Ольга Васильевна не имела, по собственному признанию балерины, «ради балета не родила ребенка», о чём впоследствии сожалела.

Ольга Лепешинская была последней народной артисткой СССР, получившей звание при Сталине.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 2:27 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой

На фото: О. Лепешинская в партии Китри в балете "Дон Кихот":



На фото: О. Лепешинская в партии Китри в балете "Дон Кихот".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 2:50 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой



Ольга Лепешинская: «Весь смысл жизни в танце». 2005

Выдающаяся русская балерина, народная артистка СССР Ольга Лепешинская в последние годы практически не дает интервью. Исключение она сделала только для «РВ» и приняла нашего корреспондента в доме своего старейшего друга художника - всемирно известного карикатуриста Бориса Ефимова. Они оба отмечали совпадающий день рождения. 105-летний художник называет Ольгу Лепешинскую ласковым именем «Замшечка». Оказывается, что когда- то они были заместителями председателя правления ЦДРИ. Поэтому Лепешинская зовет Ефимова «Шевро». Так эти прозвища и остались на долгие годы.

- Вам не мешает это мало кому известное прозвище?

- Вообще-то страшно даже мыслить, не то чтобы говорить. Я ведь не только «Замша», но и четырежды академик, четырежды Лауреат государственных премий, доктор наук, профессор. Четырнадцатикратный орденоносец и даже «Ворошиловский стрелок».

В 11 лет, в 1927 году, я приняла символическую балетную эстафету из рук не менее знаменитой Екатерины Гельцер. Дебютировала в балете «Красный мак». Там смертельно раненая Тао Хоа - героиня Гельцер - передает красный мак девочке. То есть мне, тогда еще ученице балетной школы Оле Лепешинской.

- Рассказывают, что именно с этой ролью у вас связаны не только теплые воспоминания.

- Намек понятен. В 1946 году я играла Тао Хоа и во время танца сломала ногу. Треск был такой, что моя сестра, сидевшая в первом ряду, решила, что треснула подошва моей туфли. Но я довела сцену до конца. До сих пор удивляюсь, как мне удалось такое сделать с тремя переломами. Зато сейчас приходится расплачиваться. Хожу с большим трудом. После первой травмы я отдыхала в Серебряном Бору. И там Ефимов сочинил стихи про то, как «с поврежденной ножкой гуляет бедная Лепешка». Лепешка - это я.

В 1925 году юная Ольга Лепешинская часами тренировалась у балетного станка. Когда в 1932-м Москва отмечала 40-летие артистической деятельности Л. Собинова, балетное училище на концерте представляла его лучшая ученица - Леля Лепешинская. Через год на сцене Большого театра она выступила в балетах «Три толстяка» и «Тщетная предосторожность». Это был блестящий дебют 16-летней танцовщицы.

Известная балерина и педагог Серафима Холфина писала, что «Ольга Лепешинская была сама жизнерадостность, искрометность, обаяние, артистизм. Ее техника в то время - 30-е годы - казалась фантастической. Она летала по сцене Большого театра, словно пушинка... Лепешинская, первая из московских молодых балерин, демонстрировала в своих танцах высокий класс вращения. Казалось, что преодолевает она все трудности шутя, что нет предела ее технике».

Ольга Лепешинская стала исполнительницей ведущих партий. В 1936 году в балете «Спящая красавица» она создала трепетный образ Авроры: танцевала с виртуозным блеском, передавая в каждом движении неподдельный восторг юности, радости бытия. Критиков уже тогда поражала особенная музыкальность примы.

-У вас было очень много ролей в балете. А вот в двадцатые-тридцатые годы в моде были балеты на героико-революционные темы, вроде «Красного мака». В каких спектаклях вы еще участвовали?

- Был такой балет «Светлана», где я танцевала свою современницу-комсомолку. Надо сказать, что я и сама была пламенной комсомолкой, единственная в нашей дворянской семье регулярно читала газету «Комсомольская правда». В комсомол вступила в 1937-м. В тот год на сцене очень гремел балет «Пламя Парижа». Сталин шесть раз приходил на этот спектакль. Он ему нравился.

- Рассказывают, что в Кремле не были равнодушны к балеринам. А сам «вождь народов» любил балет. Так ли это?

- Должна быть объективной: Сталин любил музыку, чувствовал ее, сопереживал. Не знаю, насколько тонко он разбирался в балете, но нас приглашали почти на каждое кремлевское празднество. Лично я танцевала на всех кремлевских банкетах. Сталин проявлял внимание к артистам, за нами присылали машину. Мне часто приходилось ездить в одной машине вместе со знаменитым тогда басом Максимом Михайловым. Однажды был такой курьез. Кремлевская охрана проверяла нас чрезвычайно внимательно, обыскивала все вещи. И вот в чемоданчике Михайлова нашли банку с солеными огурцами. И мы, и охранники никак не могли взять в толк, зачем ему, едущему на кремлевский концерт и шикарный банкет, соленые огурцы. Оказалось, что бас для улучшения своего голоса перед выступлением должен поесть соленых огурчиков.

- А как кормили в Кремле?

- На банкетах была великолепная еда. Это имело для нас немаловажное значение в те несытые годы. Сталин любил во всем помпезность: многочисленный ансамбль Моисеева, большие хоры. Балерины, как правило, получали высокие награды. Я, например, получила свой первый орден «Знак почета» в совсем юном возрасте. Был тогда такой смешной случай: на гастролях во Львове меня остановил милиционер, решивший, что я прицепила на платье чужой орден, ведь я была маленькой и молоденькой. Мы, конечно, орденами гордились. Например, балерина Викторина Кригер свой орден даже зимой цепляла на шубу. Вместе с Галиной Улановой я одна из первых получила Сталинскую премию. К званию Героя Социалистического Труда нас тоже представляли вместе. Но тогда награду получила только Уланова. Потому что к тому времени моего мужа репрессировали, он сидел в тюрьме.

Но Сталин ко мне благоволил. Однажды пришел за кулисы во время антракта. Мы все его обожали и трепетали перед ним. Я сидела и отдыхала. Он наклонился надо мной и что-то сказал. Я так взволновалась, что даже не запомнила его слова. Он постоял секунду-другую и ушел. Саша Царман, мой первый балетный партнер, потом описал мне эту сцену и перевел слова Сталина: «Как живешь, стрекоза?» «Вождь народов» был веселым, приятным, милым.

- А кто еще из руководителей страны проявлял повышенный интерес к балету?

- Кажется, больше никто. Никита Хрущев больше интересовался кукурузой, Брежнев «пропадал» на охоте.

- А министры культуры?

- На моей памяти лучшим министром культуры была Фурцева. Она часто к нам приходила, была в курсе всех наших дел. Жаль, что именно она не разрешила хореографу Сержу Лифарю, сподвижнику Дягилева, поставить спектакль в Большом театре. Он так этого хотел, что предлагал в обмен на разрешение передать СССР имевшиеся у него рукописи Пушкина из своей коллекции.

- Вы лично встречались с Лифарем?

- Помню, в прекрасный солнечный день Серж угощал меня обедом в ресторане на десятом этаже Эйфелевой башни в Париже и рассказывал мне об этой истории. Еще поведал, как танцевал в Гранд-опера «Жизель» с Мариной Семеновой и как они выходили на поклон поодиночке - он не пожелал делить с ней бурные аплодисменты. После Фурцевой, как мне кажется, хорошим министром культуры может стать нынешний Соколов. Он не просто внимательно относится к балету и артистам, но и чрезвычайно интеллигентен и образован. В День Победы он лично заехал за мной и отвез на кремлевский прием.

- Чем отличается сегодняшний балет Большого театра от того, каким он был в тридцатые годы?

- Должна сказать откровенно, что тогда искусство балета было более демократичным, доступным широкому кругу людей. Мы выступали не только на своей столичной сцене, но и на разных площадках перед рабочими и молодежью в разных городах страны. Я танцевала на песке, на мазуте. Я уж не говорю о том, как и где выступали мы во время Великой Отечественной войны.

Марис Лиепа писал в своей книге: «Какое это было счастье в начале творческого пути работать рядом с таким мастером, как Ольга Васильевна Лепешинская. Наблюдать и учиться у нее постоянной собранности на уроках, репетициях и спектаклях. Видеть, как она, балерина, владеющая в совершенстве всем арсеналом вращательной и прыжковой техники, с предельной серьезностью перед спектаклем множество раз повторяла весь «текст» балета. И не потому, что какое-нибудь движение не получалось. Такого у Лепешинской не могло и быть. А чувство ответственности перед зрителем, перед сценой Большого театра, перед собой, перед своим именем - вот что все время держало Ольгу Васильевну в идеальной форме».

В 1963 году, покинув сцену, балерина переходит на педагогическую работу. Римская академия «Санта-Чечилия» по дипломатическим каналам попросила Лепешинскую провести с ученицами несколько показательных уроков. Артистка начинает с изучения итальянского языка. Аналогичные приглашения поступили из Берлина, Дрездена, Вены, Будапешта, Белграда, Стокгольма... В эти города Ольга Васильевна выезжала регулярно. С показательными уроками бывала в Нью-Йорке, Токио...

- Что вам не нравится сегодня в Большом?..

- Не хочу брюзжать, да и не часто там сейчас бываю, но жаль, что не ставят «Красный мак», или «Медный всадник», что балет подменяют какими-то капустниками, вроде » Светлого ручья». Жаль, что нет в Большом театре Бориса Васильева. Я - не поклонница современных танцев, но постановки Бориса Эйфмана, основанные на классическом баете, мне нравятся.

- Вы преподавали балетное искусство во многих странах мира, у вас сотни учениц во всех концах планеты. Есть ли у вас любимая ученица?

- Да, есть. Констанция Вернон. Она из Германии. Сейчас сама возглавляет Академию хореографии. Очень яркая индивидуальность. Я всегда стремилась развивать в своих девочках Личность. Самое ужасно это тогда, когда ученики повторяют учителей. Я пришла в ужас, когда в Италии в своих ученицах из Академии танца стала узнавать саму себя. А так, в целом, полагаю, что жизнь вообще и жизнь в искусстве у меня состоялась.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:07 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой

На фото: Портрет балерины Ольги Лепешинской работы Александра Герасимова. 1938 г.



Первые выступления Ольги Васильевны Лепешинской на сцене совпали с расцветом советского балета. Это был период, когда ломались привычные рамки «дозволенного» в балете, когда в репертуар балетного театра прочно вошла мировая классическая литература. Герои произведений Пушкина, Гоголя, Шекспира, Лопе де Вега, Гольд они ворвались в традиционные балетные схемы, придав новое содержание танцевальным образам. Глубина тематики, разнообразие репертуара не могли не сказаться на творчестве балетных артистов, способствуя развитию у них не только первоклассной техники, но и блестящего актерского мастерства. Ольга Лепешинская принадлежит к числу тех мастеров советского балета, которые проносят через весь свой творческий путь большую тему, наполняющую все созданные ими сценические образы. Искусство танца Лепешинской неразрывно связано с ощущением молодости. Это происходит оттого, что само существо таланта артистки — это задорная молодость, полная жизненных сил, смелая и дерзающая.

Мало кто из балерин обладает в такой степени качеством, именуемым чувством современности. Именно это умение Лепешинской видеть в каждом создаваемом сценическом образе черты, близкие психологии советского человека, сообщает творчеству артистки большой оптимизм.


Окончив в 1933 году Московское хореографическое училище, Лепешинская в этом же году дебютировала на сцене Большого театра в балете Гертеля «Тщетная предосторожность», где она исполняла главную партию Лизы. Уже здесь, с первых шагов сценической деятельности, Лепешинская показала свое умение увидеть новые краски в старинном и наивном балете, где до нее уже сложились определенные исполнительские традиции. Молодой дебютантке удалось освободить свою героиню от пут балетной слащавости. Из спектакля исчезли идиллическая пастораль, кукольные страсти его героев. На смену сентиментальной и жеманной пейзанке пришла резвая и ловкая деревенская девушка, всем своим поведением утверждающая, что жизнь прекрасна, что никакие преграды не могут помешать ей добиться счастья. Уже в первых партиях, исполненных Лепешинской, зрители увидели исключительную технику балерины, ее тщательную работу над образом. Стиль ее исполнения — уверенный, «мажорный»; рисунок танца — точный и экспрессивный. Лепешинская уделяет огромное внимание отработке каждого движения, добиваясь его безупречного и непринужденного выполнения. Она свободно распоряжается техникой, превращая ее в одно из самых сильных средств сценической выразительности.

В 1935 году Большой театр осуществил постановку балета Оранского «Три толстяка». Роль Суок в этой героико-романтической сказке была поручена Лепешинской. Суок — маленькая девочка-танцовщица, помогающая своему народу освободить оружейника Просперо из дворца трех толстяков. Она проникает во дворец под видом механической куклы юного принца Тутти. Хореографическая «лексика» роли строится в двух планах: с одной стороны, бесстрастные механические движения игрушки, с другой, — резвость и непосредственность ребенка. Безупречная танцевальная техника Лепешинской в сочетании с выразительной мимической игрой помогли ей оттенить обе эти стороны образа Суок и придать ему необходимую контрастность и многообразие красок. С большим чувством меры и художественным тактом, достойным зрелого мастера, решала молодая артистка поставленные перед ней сложные задачи. Она отнюдь не увлекалась условностью жестов куклы, внешней иллюстративностью образа. Наоборот, внимание артистки было направлено на раскрытие психологической стороны роли. Из-за искусственно неподвижной маски кукольного лица нет-нет да и проглядывали любопытные детские глаза, временами пропадала напряженность и неестественность движений, и перед нами представала подлинная живая Суок, с легкой иронией и чувством превосходства относящаяся к капризному Тутти, с трепетным волнением отпирающая дверь клетки, в которой томился Просперо. Вся роль проводилась Лепешинской в мягких полутонах, на тонкой игре глаз, движений рук и корпуса. В финале балета Суок становится героиней событий, и артистка сбрасывала оковы сдержанности, давая простор своему темпераменту — неподдельная радость и воодушевление охватывали все ее существо. Прекрасно исполнив сложную роль Суок в балете «Три толстяка», Лепешинская доказала свое право на исполнение ведущих партий. Труднейшая партия Авроры в балете Чайковского «Спящая красавица» — одна из самых любимых партий артистки. Образ Авроры написан Чайковским с большой нежностью и поэтичностью. В музыке возникает не вымышленный, отвлеченно-сказочный, а живой девичий образ с взволнованным и радостным миром чувств. Исходя из музыки, Лепешинская находит множество нюансов в партии Авроры, показывая образ в -непрерывном развитии. Первый выход Авроры на празднике совершеннолетия — замечательная по своей выразительности характеристика девочки-подростка. Шаловливый, непринужденный характер мелодии, эффектная и вместе с тем грациозная пластика движений балерины рисуют образ порывистой, пылкой девушки, в которой жизнь бьет ключом.

Партия Авроры в исполнении Лепешинской поражает своей эффектной виртуозностью, чеканностью фразировки, точностью рисунка. Чайковский передает внутреннее психологическое развитие образа Авроры, ее мироощущение в хореографически наиболее выразительной форме балетных адажио. Именно здесь дается композитором музыкальная характеристика Авроры. Первое адажио принцессы с четырьмя кавалерами — своеобразная дань дворцовому этикету. Одинаково приветливо, но с внутренним равнодушием протягивает Аврора — Лепешинская руку каждому жениху. Мысли ее витают далеко. Наслаждаясь солнцем, молодостью и радостью праздника, она забывает о своих кавалерах. Ни одного взлета чувств нет в этом адажио. Сольные вариации Авроры дополняют основную лейттему образа. Игривая, искрящаяся мелодия на мгновение переходит в томную лирическую кантилену солирующей скрипки. Балерина то медленно разворачивается в арабеске, то в раздумье, чуть касаясь ногами пола, скользит вдоль сцены. Но вот мечтательный вальс переходит вновь в резвый, веселый напев. То замирая, то вновь кружась в упоительном танце, Аврора поет свою песню счастья и молодости. Великолепно проводит Лепешинская сцену с веретеном. Ей удается передать в танце переживания принцессы: вначале любопытство и беспечность, затем недоумение, смятение и ужас. Аврора, кружась, перебегает от одного человека к другому, прося о помощи. Растерянно прислушиваясь к нарастающей внутренней боли, она умоляюще вскидывает руки, стараясь превозмочь страдания. Все быстрее и быстрее кружение, все стремительнее бег по сцене, но вот пауза — девушка уступает заклятью, слабеют ее руки, становятся неуверенными движения, и она падает бездыханной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:11 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой

Второй акт меньше удается балерине. «Бестелесный», фантастический характер сцен чужд психологии актрисы и, идя вслед за музыкой, она старается оживить теплотой пластических интонаций холодноватые композиции танца Авроры. Зато финал балета поистине создан для Лепешинской. Последнее адажио Авроры и принца — брызжущий поток красивых и выразительных па, сложнейшие поддержки, двойные туры, бесчисленные фуэте. Это парад танцевальной техники балерины. Все «открыто», уверенно, никаких полутонов и «недомолвок». Движения балерины вдохновенны и трепетны, полны удовлетворения достигнутым счастьем. Лепешинская выступала и в других балетах Чайковского: она танцевала Одетту — Одиллию в «Лебедином озере», Машу в «Щелкунчике». Но надолго актриса сохранила в своем репертуаре только партию Авроры. В этом сказывается большая принципиальность и требовательность Лепешинской к себе как к художнику. У актрисы было чем «блеснуть» и в «Лебедином озере» (например, виртуозная партия Одиллии в третьем акте в достаточной степени близка таланту балерины), но Лепешинская справедливо полагала, что основу роли составляют сцены лебедей, участие в которых она считала для себя неприемлемым. Однако видевшие Лепешинскую в «Лебедином озере» восхищались не только филигранной, поистине виртуозной техникой и темпераментом артистки в третьем акте, но и исключительной музыкальностью и художественной законченностью ее танца в партии Одетты.

Та внутренняя взволнованность и правда чувств, которыми артистка наполняет свою игру в сцене с листовками и в финале, когда Тао Хоа защищает своим телом Ма Ли-чена, — прекрасно подчеркивают существо образа. Перед нами не только известная и любимая актриса, но и простая дочь народа, перед глазами которой прошло много трагических судеб. Поэтому она с радостью жертвует своей жизнью во имя светлого будущего.





На фото: О. Лепешинская в партии Тао-Хоа в балете "Красный мак" ("Красный цветок").
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:18 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой

Большое место в исполнительском творчестве Лепешинской занимают образы пушкинских произведений. Первая «встреча» с Пушкиным произошла у артистки в 1938 году, когда в балете Асафьева «Кавказский пленник» Лепешинская исполняла роль петербургской танцовщицы Полины. По сюжету балета Полина — олицетворение обольстительной, но пустой светской львицы, предпочитающей искреннее чувство Владимира покровительству знатного вельможи. Лепешинская несколько по-иному трактовала этот образ. Ее Полина — хорошенькая наивная петербургская барышня, не вкусившая еще «прелестей» светской жизни. Она любопытна и непосредственна в своем восприятии жизни. Чувство Полины к Владимиру искренно, но неглубоко. Поэтому так легко увлекается она блестящим офицером Сергеем. В сцене бала Полина—Лепешинская пожинает плоды своего легкомыслия. Окруженная толпой поклонников, под руку с седовласым, обрюзгшим министром, она проходит по зале, с тоской и тревогой провожая взглядом Сергея. На лице Полины застыло выражение горькой обиды и оскорбленного достоинства женщины. Она похожа на беспомощного ребенка, впервые попавшего из мира своих розовых мечтаний в неприглядную действительность. Лепешинская великолепно передает чувства своей героини. Перед нами человек, испытывающий глубокое душевное потрясение, жертва общества, перед которой раскрылась завеса, скрывающая порок, бессердечие и расчет «большого света». В роли Полины Лепешинская сумела передать не только психологию женщины пушкинской эпохи, но и своеобразные приметы времени, выражающиеся в манерах, в общении с окружающими. Органическое слияние качеств балерины и актрисы помогло Лепешинской создать реалистический образ Лизы в лирической танцевальной комедии Асафьева «Барышня-крестьянка» на сюжет Пушкина. Проникнутый человечностью, освобожденный от какой-либо сентиментальности, жеманности и позерства, образ Лизы в исполнении Лепешинской привлекал своей естественностью и простотой. Он был как бы освещен улыбкой доброжелательности и любви героини к людям, природе, жизни. Лиза — Лепешинская — шаловливая, мечтательная девушка, с иронией относящаяся к англомании своего отца, к чопорности и благопристойности светского воспитания. Чувства Лизы чисты и безыскусственны. Пожалуй, Лиза-крестьянка оказалась более яркой в ее исполнении, чем Лиза-барышня. Дворовые девушки ближе сердцу Лизы, чем чопорная мисс Жаксон и друзья отца. Она и во Владимире ищет прежде всего естественности.






На фото: О. Лепешинская (Полина) в балете "Кавказский пленник" (Сергей - В. Смольцов).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:25 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой




На фото: О. Лепешинская ролях:
1 - Суок в балете "Три толстяка" (1935);
2-3 - Ассоль в балете "Алые паруса" (1943) (Грей - В. Преображенский).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:30 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой

На фото: О. Лепешинская в партии Параши в балете "Медный всадник":



Артистка четко выявляла основную драматическую линию образа от зарождения чувства любви через препятствия к благополучному финалу. В образе Лизы проявилась не только широта творческого диапазона артистки, но и глубина ее таланта. Юмор и гротеск, которыми наделена партия Лизы, могли толкнуть исполнительницу на разностильность. Однако Лепешинская нашла такую трактовку образа, в которой лирическая основа органически соединялась с элементами юмора и иронии. Комедийность выступала у нее не как определенный прием игры артистки, а как естественная особенность характера Лизы. Блистательная танцевальная техника Лепешинской и в этой партии послужила ей образным средством для передачи эмоциональной жизни ее героини, сообщив исполнению ту непринужденность и легкость, которые так родственны пушкинской повести.

Последний балет на сюжет Пушкина, в котором участвует Лепешинская, — «Медный всадник» Глиэра. В этом монументальном произведении, где раскрывается большая философская тема, артистка исполняет роль Параши. Образ поэтичной и нежной русской девушки, покоряющей своей душевной чистотой и скромностью, очень близок дарованию балерины. В этой партии артистка особенно четко выявляет чистоту, доверчивость и преданную любовь Параши, ее девичье обаяние. Лепешинская не ставит свою героиню на котурны, наоборот, она подчеркивает, что Параша — самая обыкновенная, простая девушка, чуть кокетливая и нежно любящая. В этой партии Лепешинская достигла полного слияния виртуозной техники и драматической насыщенности танца. Рисунок роли в ее исполнении приобретает необыкновенную четкость и законченность.

Ольга ЛепешинскаяЛепешинская — актриса строгой сценической дисциплины; вместе с тем она необыкновенно активна творчески. Будь то старые спектакли с установившимися исполнительскими традициями или новые, только что созданные, — Лепешинская всегда вносит много своего, индивидуального в трактовку сценических ситуаций и хореографического текста, предлагаемого ей постановщиком. Ей присуще качество приподнимать, облагораживать образы, умение дополнять их новыми штрихами, делать зримыми те наиболее важные черты характера героинь, которые очень часто заслоняются чисто «балетными» построениями сценария. Образ Ассоль в балете Юровского «Алые паруса», созданный Лепешинской, — один из ярких тому примеров. Его значительность объясняется именно тем, что артистка сумела придать отвлеченной романтической героине сказки Грина черты реалистической определенности и социальной конкретности и, вместе с тем, сохранить легкую поэтическую дымку, окутывающую этот образ. Трогательная в своей чистоте, Ассоль мечтает о лучшей жизни, о лучшей доле. Не лишая эти мечты романтики и взволнованности, Лепешинская показывает реальность их осуществления. Зритель словно видит и чувствует тот ми,р грез, к которому стремится Ассоль, мир, где люди проникнуты гуманностью и любовью. И в своих мечтаниях хрупкая, запуганная Ассоль—Лепешинская становится сильной и смелой. Она будто видит трудный путь, наполненный жизненными испытаниями, который ведет в желанный мир, видит и черпает силы в своей вере в него.

Сказочные образы, воплощаемые Лепешинской, никогда не бывают отвлеченными. Они всегда земные и активные. В сказке о Золушке, ставшей прекрасной принцессой, Лепешинская находит звонкие мажорные краски. Ее Золушка энергична и находчива. Бурно реагирует она на обиды, смело и радостно идет навстречу своему счастью. Ребяческая резвость, порывистость, горячность — характерные черты Золушки в исполнении Лепешинской. Большое значение для артистки имеет содержательность того материала, из которого она лепит образ. Даже в таком драматургически наивном балете, как «Дон-Кихот», Лепешинская находит образные реалистические детали, жесты, мимику, походку, которые позволяют в сценических паузах между строгой академической классикой па-де-де и вариаций Китри и Базиля дать тот игривый тон, который сообщает образу некоторое развитие и характерность. В балетах на литературные сюжеты Лепешинская, не впадая в натурализм, насыщает свое исполнение чертами, характерными для соответствующей эпохи. Независимо от того, какое место занимают роли в драматургии балета, — будь то Оксана из «Тараса Бульбы» или лукавая и волевая Мирандолина, наконец, дикарка Фадетта, — все они у Лепешинской отмечены несомненной близостью к своему литературному первоисточнику.



На фото: О. Лепешинская в партии Параши в балете "Медный всадник".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:34 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой



На фото: О. Лепешинская в партии Оксаны в балете "Тарас Бульба" (с Константином Сергеевым). 1941 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:40 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой

Лепешинской принадлежит заслуга создания одного из наиболее содержательных хореографических образов в балете на современную тему. В «Светлане» Клебанова артистка впервые столкнулась с трудной задачей найти приемы, способные выразить чувства советской молодежи. Самый склад дарования Лепешинской, ее жизнерадостность, мягкий юмор и теплая лирика, чувство современности — как будто были предназначены для роли Светланы. Неудивительно, что эту партию она исполнила превосходно. Светлана—Лепешинская была очень лирична, проникнута необыкновенной чистотой, она как бы излучала свет и сердечную теплоту. Вместе с тем это была смелая и отважная девушка, с большим упорством и волей. Несмотря на известный натурализм и схематичность образа, Лепешинская вдохнула в него подлинную жизнь. Ее порывистый танец был исполнен легкости и пластичности. Язык условной классики оказался способным передать душевный конфликт героини, ее внутреннюю эмоциональную жизнь. Приветливая и сердечная с друзьями, мужественная в борьбе с врагом, трудолюбивая и честная, Светлана—Лепешинская олицетворяла собой рядовую советскую девушку, знакомую и близкую каждому.

Творчество Лепешинской необычайно многообразно, трудоспособность артистки поразительна. Ежедневно часами она тренируется, добиваясь безупречной шлифовки каждого движения. Изумляет невероятная экспрессия ее танца, быстрота, отчетливость и непринужденность исполнения. Не менее тщательно работает артистка и над сценическим образом, советуется с товарищами, читает литературу, изучает культуру и искусство той или иной страны. Но прежде всего Лепешинская слушает музыку, в ней черпает она психологическое содержание образа, его эмоциональные краски. Народная артистка СССР О. В. Лепешинская — одна из лучших советских балерин. Своими успехами она обязана не только выдающемуся таланту, но и необыкновенной творческой дисциплине и активности, кропотливому многолетнему труду и пытливости настоящего художника.

Источник: http://www.bolshoi-theatre.su/legends/olga-lepeshinskaya/78/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:42 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой



На фото: О. Лепешинская (Фадетта) в балете "Фадетта" (с В. Преображенским), 1952 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:44 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой



На фото: О. Лепешинская в партии Авроры в балете "Спящая красавица".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 3:49 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой





На фото: О. Лепешинская в заглавной партии в балете "Золушка"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
mari-lance
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 18.11.2009
Сообщения: 12005

СообщениеДобавлено: Сб Июн 21, 2014 4:03 am    Заголовок сообщения: Легенды русского балета. Ольга Лепешинская Ответить с цитатой



Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Информация о исполнителях Часовой пояс: GMT + 3
На страницу
1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100