Вышивка является неотъемлемой и богатейшей частью ремесленных традиций Индии. За последние годы все большее внимание уделяется международному облику индийской вышивки.
Индийские ремесленники известны своим изумительным мастерством во всем мире, создавая красивейшие текстильные изделия, красота которых приумножена великолепной вышивкой. Существуют исторические свидетельства, объясняющие влияние путешественников, ремесленников, художников и искусства из соседних стран и государств на индийскую вышивку, которая является выражением художественного и творческого потенциала человека. В особенности это справедливо в отношении самого северного штата Индии Кашмира, известного своей красотой. Этот край, с его чарующей природной красотой и богатейшим растительным и животным миром, безмятежными озерами, вечноцветущими садами и изобилием всех цветов радуги, издавна вдохновлял огромное множество писателей, поэтов, художников и ремесленников.
Поэтому вполне естественно, что девственная красота этого штата оказала влияние и на искусство ткачей. Самой известной формой вышивки является Кашида из Кашмира. Шали Кашида известны во всем мире своей красотой, богатством красок и узоров, своим художественным оформлением и фактурой ткани.
Индустрия производства шалей расцвела в 15-м веке, во время правления Султана-ул- Абедина. Он разыскал, отобрал и привез самых талантливых ремесленников и ткачей из Персии, чтобы возродить вымерший вид искусства, что дало новый толчок к развитию ремесленного искусства, добавив и полностью сформировав композицию, структуру и стиль стежков в сочетании с различными цветовыми комбинациями.
Такие перемены привели к тому, что возникло близкое сходство между персидской и кашмирской вышивкой, особенно в узорах. Персидские цветочные узоры были искусно перевоплощены в почти натуралистические цветы, принятые в могольском искусстве. Таким образом, в Кашида присутствуют многие индо-персидские узоры. В эпоху Великих Моголов спрос на кашмирские шали возрос, о чем свидетельствуют упоминания в Айн-и-Акбари. В 18-м веке шалями украшали себя высокосветские европейские дамы.
Будучи кустарным ремеслом, в создании шалей Кашида, в основном, вовлечены все члены семьи. Это искусство стало потомственным, когда отец передает свое мастерство своим сыновьям. Мальчики в таких семьях изучают искусство создания шалей Кашида с раннего возраста, начиная с очень простого декоративного стежка, тренируясь на недорогих шалях, и постепенно повышая мастерство, тренируясь на повторяющихся узорах на небольших образцах, сначала начиная с наметки контура узора. К шестнадцати годам они полностью постигают мастерство, тонкость и искусство этого ремесла. По прошествии почти 20 лет непрерывной практики, они начинают выполнять тонкую работу на дорогих шалях Пашмина и Шахтуш.
Торговец предоставляет ткань и узор, однако, у ремесленника есть полная свобода выбора нитей и цветовых комбинаций. Прежде чем начать работу над вышивкой, выбранный узор наносится на ткань профессиональными копировщиками, называемыми Накуашбанд. Контур узора наносится ручкой Калам.
Несмотря на то, что узоры обычно выбираются на тему природы, в зависимости от веяний моды и запросов покупателей, постоянно добавляются новые узоры. На шалях Кашида можно увидеть огромное многообразие узоров, включающих разнообразные цветы невероятных расцветок и различных форм и размеров, таких как лилии, лотосы, тюльпаны, шафран, ирисы, гроздья винограда, а также изображения птиц, таких как зимородок, попугай, дятел, сорока, канарейка.
Наиболее часто используется узор с листом Чинары.
Извивающиеся тонкие стебли с заполняющими промежутки удлиненными листьями с зазубренными краями, стремящиеся превзойти щедрость и изобилие даже самой Природы.
Фигуры животных и людей встречаются нечасто, но в музеях Сринагара можно увидеть некоторые старые экземпляры, так называемые Шикаргах, на которых запечатлены сцены охоты.
Позднее в кашмирскую вышивку пришли такие узоры, как конусовидный манго, Калка (узор «огурцы») или Бадами Бута (декоративный узор, выглядящий как миндаль или бутон). Узор, берущий свое начало в персидском искусстве, отражает сильное влияние индо-персидского искусства в 17-м и 18-м веках.
Ткань-основа, на которой выполняется вышивка, создается из различных видов шерсти, таких как Пашмина, разных сортов капока, натурального шелка и льна. Обычно вышивка выполняется на неокрашенную ткань белого или кремового цвета. Однако, в зависимости от требований покупателей, ткани окрашиваются в различные цвета.
Ранее для вышивки использовалась высококачественная шерстяная пряжа, а постепенно ее вытеснили изысканные и глянцевые шелковые нити.
Также широко применяются вискозные и хлопковые нитки стойких цветов.
Эта бесподобная вышивка украшает не только кашмирские шали, но и шелковые сари, ткани, наволочки, простыни, сумки, покрывала и другие часто используемые предметы. Она сохранила свое богатое традиционное наследие, в то же время адаптируясь к запросам покупателей и веяниям современной моды.
Примечание от редактора: Шали Шахтуш создаются из шерсти тибетской антилопы Чиру. Чтобы защитить это животное от вымирания, прядение, продажа и покупка шалей Шахтуш в настоящее время запрещены.
Автор и источник публикации:
Текст: УПЕНДРА СУД. Индия перспективы октябрь 2009.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах