Падмавибхушан Гуру Келучаран Мохапатра был настоящим учителем – Гуру в истинном смысле этого слова и великим мастером во всем. Он был учителем, взрастившим и вдохновлявшим не одно поколение танцоров, и исполнителем, который завораживал публику и возносил чувства до небывалых высот. Он прекрасно играл на пакхавадже, а созданные им хореографии до сих пор признаются поистине гениальными. Но кроме всего, он был замечательным человеком, искренним и честным, который во всем и во всех видел проявление божественного.
История его жизни, как и у многих выдающихся людей, – это история борьбы и беззаветной преданности своему делу. Вся его жизнь была неотделима от культуры его родного края Ориссы, и признание классическим танца Одисси было, безусловно, в немалой степени его заслугой.
Келучаран Мохапатра родился 8 января 1926 года в деревне художников Рагураджпур, недалеко от священного города Пури. Его отец Чинтамани Мохапатра был искусным художником традиционных узоров Патачитра и играл на мриданге, но совсем не одобрял увлечения сына танцем готипуа. Он не хотел, чтобы его сын переодевался девочкой и выступал на площадях за деньги. Однако каждый день, дождавшись, когда отец заснет после обеда, Келучаран убегал танцевать. Так, рискуя навлечь на себя гнев отца, но поддерживаемый благословением матери, он в течение трех лет занимался в группе Балабхадры Саху. Однако после того, как учитель попросил его проколоть уши и принять участие в представлении на празднике Деви Пуджа, разгневанный Чинтамани отправил сына учиться в известный традиционный театр, сказав при этом: «Если он так хочет выступать, пусть учится актерскому мастерству серьезно!» И в этом Келучаран преуспел.
Келубабý, как впоследствии к нему уважительно обращались, провел в этом театре 12 лет, обучаясь актерскому делу, игре на пакхавадже и табла, он получил бесценный практический опыт во всех областях театральной жизни. Одаренный ярким творческим воображением и талантом, вдохновленным местными легендами и мифологическими сюжетами о Кришне, он научился тонко и мастерски изображать самых разных персонажей.
Тем не менее, отношения с отцом так и не наладились. Однажды, когдаспустя несколько лет он приехал домой погостить, отец нашел у него колоду карт и обвинил сына в пристрастии к азартным играм. Будучи чуткой и ранимой натурой, Келучаран навсегда ушел из дома и больше не виделся со своим отцом. Однако он очень любил свою мать и часто с ней встречался, только останавливался всегда где-нибудь у родственников. Келучаран оставил и своего учителя, не смирившись с тем, что однажды гуруджи обвинил его в воровстве. Так он распрощался с театром и в 19 лет оказался на улице без средств к существованию. Целый год он работал меньше чем за полрупии в день, собирая листья бетеля и разнося воду и песок, а вечерами практиковал танец готипуа. И, наконец, ему повезло. В городе Каттак проходил религиозный фестиваль, на котором в течение месяца ему посчастливилось играть на пакхавадже. Его энергия и талант не остались незамеченными – Кали Чаран Патнаяк, хозяин театра в Каттаке взял молодого юношу на его первую постоянную работу в театре. Его заработок составил 7 рупий в месяц плюс еще четверть рупии в дни выступлений, где он играл на пакхавадже, исполнял небольшие роли на сцене и помогал устанавливать декорации. Однажды Келучаран заболел и слег с высокой температурой. Его обвинили в симуляции, и чувство собственного достоинства снова не позволило ему остаться. С этого момента у него начался новый и, пожалуй, наиболее важный этап в жизни.
Годы 1946-1952 Келубабý провел в театре Аннапурна, где он вскоре был замечен гуру Панкач Чаран Дасом, который всегда настаивал на том, чтобы танец был частью каждого театрального представления. Скоро Келучаран уже танцевал соло Натараджи на сцене и создавал собственные композиции. Здесь же он повстречал свою будущую жену дочь хозяина театра Лакшмиприю, которая покорила его своей красотой. Она была недосягаема для него, как луна в небе, но его личное обаяние было настолько велико, что в один прекрасный день Лакшмиприя согласилась стать его женой. Лакшмиприя была первой женщиной в Ориссе, которая стала исполнять храмовый танец на сцене перед широкой аудиторией. Позже они с Келучараном прославились совместным исполнением постановки Дасаватар.
Келубабý полностью погрузился в изучение танцевальных традиций Ориссы. Он использовал свои знания в музыке, хореографии и языке жестов, изучал древние барельефы и скульптуры храмов Ориссы, в частности, Брамешвара, Парашумешвара и Конарка, санскритские тексты и другие научные материалы, а также живую традицию готипуа и махари, храмовых танцовщиц. Для этого Келучаран и Лакшмиприя на несколько лет переехали в город Пури, где находится храм Джаганнатха.
Можно сказать, что1953 год стал поворотным моментом в судьбе Келубабý. В качестве учителя и хореографа Одисси он стал работать в институте Кала Викас Кендра в Каттаке. В последующие 15 лет он работал с такими именитыми композиторами, как Балакришна Дас и Бхубанешвар Мишра, и создал бóльшую часть репертуара современного Одисси. Используя вариации раг, талов и танцевальных элементов, он поставил множество танцевальных композиций чистого танца – паллави. Появились паллави на раги Васанта, Шинкараварана, Кальяни, Мохана, Савери, Араби и др. Он создавал удивительные танцевальные драмы, соло и групповые постановки.
Келубабý много ездил по городам Индии, его приглашали обучать Одисси студентов в институтах Дели, Калькутты, Бомбея. Количество людей, которые хотели у него учиться, неудержимо росло. Его лучшими учениками в то время стали Санджукта Паниграхи, Приямбада Моханти, Кум Кум Дас Моханти, Минати Мишра, Сонал Мансингх и др. Десять лет Келучаран преподавал Одисси в Бхубанешваре в Институте Изучения Одисси (Odissi Research Centre), основанном его старшей ученицей Кум Кум Моханти, где также внес неоценимый вклад в работу по кодификации и систематизации стиля Одисси. С 1993 года он полностью посвятил себя своему главному детищу – институту Срджан (Srjan).
В 1980-х гг. Келубабý снова вышел на сцену. Его непревзойденное исполнение танцевальных элементов и глубина эмоциональной выразительности вдохнули жизнь в древние образы и персонажи, в которые он с легкостью перевоплощался на сцене. Никто не мог сравниться с ним, когда он с неповторимым изяществом и проникновенностью изображал женские характеры Радхи и сакхи или преданность и любовь в образе лодочника из Рамаяны. Его танец был настолько искренним и глубоким, что он полностью входил в роль и часто забывал о том, что находится на сцене, а публика была просто заворожена его игрой. Он выступал по всей Индии и за ее пределами – в Великобритании, СССР, Германии, Франции, Америке, Японии. Американские критики сравнивали его с Нижинским за «неповторимую красоту движений» и даже с Чаплиным за «выразительность жестов». Келубабý выходил на сцену до последних своих дней.
В 1966 году Гуру Келучаран Мохапатра был удостоен самой престижной награды за развитие культуры в сфере музыки, танца и драмы – Сангит Натак Академии (Sangeet Natak Academy Award) – и в последующие годы множества других наград и титулов, в числе которых – Падма Шри (Padma Shree, 1975), Калидас Саман (Kalidas Samman, 1987), Падма Бхушан (Padma Bhusan, 1988), Падмавибхушан (Padmabibhushan, 2000), Шанкердев (Shankerdev Award, 2001).
Гуру Келучаран Мохапатра ушел из жизни 7-го апреля 2004 года, оставив поистине огромное наследие своим потомкам и ученикам. На его счету более 200 созданных им танцевальных композиций и около 50 групповых постановок, он воспитал более сотни учеников, из которых многие состоялись как профессиональные танцоры, а некоторые стали исполнителями Одисси мирового уровня. Его имя стало ассоциироваться с именем танца, которому он служил. В руках этого великого мастера Одисси обрел вторую жизнь и стал вызывать любовь и восхищение зрителей по всему миру. И великая душа Келучарана Мохапатры будет вечно благословлять этот танец и каждого, кто прикоснется к нему.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах