Список форумов IndianDance.biz IndianDance.biz
Международный русскоязычный Форум любителей Индии и индийского танца
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск    ПрофильПрофиль   РегистрацияРегистрация 
 Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Танцы Якутов и других народов Севера
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,
41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,
61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80,
81, 82  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Танцевальный рай
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Зрительница
Активно пишущий(ая)


Зарегистрирован: 04.02.2010
Сообщения: 139
Откуда: Харьков

СообщениеДобавлено: Сб Фев 27, 2010 2:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А сколько сейчас участников в ансамбле "Кустук"? Как часто выступает ансамбль и где?
_________________
Ребята, давайте жить дружно!
(Кот Леопольд)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пн Мар 01, 2010 2:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, действительно, предки якутов пришли со степей Монголии, прибрежья Байкала и подножья Алтая. Поэтому так много всевозможных схожих моментов в этих культурах.

Что касается меня в Кучипуди. Я изучаю его самостоятельно по курсу Раджи и Радхи Редди, хотя в последнее время все больше тяготею к школе Мастера Вемпатти.

Что до записей, то конечно все будет. 11 марта у нас гастролирует Государственный театр танца Республики Саха (Якутия). Я думаю, что и там смогу чегог-нить поснимать. ПОйду обязательно и как минимум фотки оттуда принесу.

А в ансамбле Кустук сегодня занимается около 80 человек. Среди них 20 человек - основной состав, остальные подготовка и так называемый "стратегический запас" на случай форс-мажора
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пн Мар 01, 2010 2:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наш ансамбль часто выстумает на мероприятиях городского, республиканского и международного масштаба. Дело в том, что очень частов Мирном проводятся всевозможные крупные мероприятия такие, как Международные спортивные игры "Дети Азии", международные соревнования по футзалу и вольной борьбе. Кроме того большое количество конкурсов и фестивалей, где Кустук всегда в числе почетных гостей. Кроме того, наш ансамбль часто гастролирует (в течение почти месяца) по многим районам республики. Недавно в Москве проходил конкурс-фестиваль "Молодость России" (если я не ошибаюсь). Так вот там ансамбль занял почетное звание лауреата. В ближайшем будущем планируется выезд в Китай на конкурс "Жемчужина Востока". Но опять же как покажет себя в дальнейшем пресловутый кризис(((
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Назира Тюленева
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 7504
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Мар 01, 2010 9:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Солнце! Какой ты молодец!!! Якутские танцы лидируют в танцевальном рае!!! Так держать!!! Surprised icon_86
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пн Мар 01, 2010 9:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Радость благодаря тебе и Бхарат с Кучипуди лидируют в классике))) Беру во всем с тебя пример))) Smile
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Вт Мар 02, 2010 8:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Репродукция к книге Далана "Тыгын Дархан"


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Вт Мар 02, 2010 8:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Вт Мар 02, 2010 8:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 2:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Народный театр танца "Эрэл" (рук. С.П. Толстякова)














_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 2:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Народный ансамбль якутского танца "Сандал"








_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 3:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Народный ансамбль танца "Кыталык"








_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 3:12 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще фотки ансамбля "Кыталык"




_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 3:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Н.А. Стручкова
Якутск, государственный университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ
В ПОСТАНОВКЕ ЯКУТСКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

В настоящее время развитие национальной культуры в полиэтничных странах происходит на фоне широкой экономической, политической и культурной интеграции. Реалии современной общественной жизни таковы, что необходимо предпринимать все новые шаги для сохранения культурного наследия в любых сферах. При этом надо учитывать общую тенденцию современности - возрастающую скорость, с которой происходят эти культурные изменения. Естественное исчезновение большой массы носителей традиционной культуры, которые одним даже своим присутствием гарантировали подлинность и жизненность традиционных культурных элементов, приводит к проблеме их культурного "воспроизводства" в новом поколении.

При новых условиях всеобщей интеграции в процессе формирования этнического сознания решающее значение приобретает ряд компонентов национальной культуры, среди которых особое место занимает народное танцевальное искусство. Так в последние годы одним из национальных символов Якутии становится осуохай - традиционный круговой хороводный танец якутов. Его активная пропаганда является одним из ярких примеров восстановления традиционных духовных ценностей и целой системы народных знаний посредством народного танца.

Известно, что традиционный танец наравне с другими явлениями этнической культуры является объектом символизации. Так, круговой хороводный танец в ритуале вбирает в себя и отражает все его знаковые элементы. Специфика танца, как элемента ритуала, предполагает наличие участников, адресата, объекта ритуального воздействия, специального времени исполнения, ритуального места исполнения, ритуальных атрибутов, специальной одежды, песни или музыки. Как видно, в традиционном танце осуохай изначально заложен механизм этнического воспитания. Обучение народному танцу на современном этапе - это целый образовательный процесс, направленный на изучение как духовной, так и материальной культуры старинных якутов. В этом процессе есть место в равной степени и изучению традиционной хореографии, и изучению истории, этнографии этноса.

Кинетика якутских обрядов, сложившаяся в течение многих веков, является той этнической константой, которая помогает сохранять внутри этнической культуры так называемую "центральную зону культуры". По мнению С.В. Лурье, "на основании этнических констант формируются адаптационно-деятельностные модели культуры. Вокруг этих констант кристаллизуется этническая традиция в различных ее модификациях". Одной из таких модификаций и является народный танец, включающий в качестве кинем традиционные танцевальные движения.

Действительно, традиционные (ритуальные) якутские танцы представляют собой культурные явления, направленные, в первую очередь, на адаптацию с природной окружающей средой и защиту социума от ее злых сил. Наиболее показателен в этом плане круговой хороводный танец якутов осуохай. Произведение кругового обхода путем ритуального хождения-топтания на Ысыахе (традиционный Новый год якутов) вокруг сакрального центра освоенного пространства, символическим воплощением которого является Мировое дерево Аал Кудук Мас, выполняет функцию очищения ограждения этого пространства от скверны Хаоса, а также моделирования нового чистого пространства. Благополучие достигалось на Ысыахе посредством ритуального жертвоприношения с обязательным исполнением кругового хороводного танца вокруг Мирового дерева. Считалось, что хороводный танец обладает магической способностью достижения удаленного "чужого" мира и поэтому одной из его ритуальных функций является "поднятие души" священного животного на небо. Итак, через призму сохранения и развития якутского хоровода хорошо прослеживается жизнеспособность и культурная целостность целого этноса в новых исторических условиях.

В данной работе хочется обратить внимание на возрастающую роль традиционной танцевальной культуры в процессе формирования этнического самосознания саха. Народный танец является не просто культурным явлением, отражающим художественными средствами окружающую действительность, но, будучи частью этнической культуры, способен оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности. В народном танце человек приобщается к культуре своего народа и, сопоставляя себя и других, осознает свою идентичность с определенной этнической группой (прежде всего по культурному признаку). Специфическая способность танца оказывать психофизическое (эмоциональное) воздействие делает процесс самоидентификации на этом культурном уровне еще более действенным и быстрым. Участие в коллективах народного танца, посещение концертов помогают новому поколению пройти определенный этап в формировании этничности, произвести этническую самоидентификацию на культурном уровне. При этом этот процесс наиболее действенен в том плане, что он происходит одновременно с двух позиций - исполнителя и зрителя, а также в двух (эмоциональном и рациональном) планах. Так, художественный образ национального танца одновременно эмоционально сопереживается зрителем и рационально воплощается исполнителем-танцором. Высокий уровень восприятия и, главное, понимания национальных танцев есть показатель этничности зрителя. Представитель другого этноса может восхищаться техническим мастерством исполнения, энергетикой (темпераментом) танца, но при этом четко осознавать его иноэтническую основу.

Возникновение и успешное развитие такой формы танцевального искусства как Театр национального танца в г. Якутске, обеспечивающий качественно новый уровень исполнения и восприятия национального танца одновременно, является свидетельством подъема этнической культуры и укрепления этнического самосознания. По всей Якутии также успешно развиваются и пользуются широкой популярностью детские коллективы национального танца. Вместе с тем нельзя воспринимать развитие коллективов народного танца как целенаправленное и планомерное мероприятие по формированию только этничности. Безусловно, это и стремление творческого самовыражения, и развитие досуга новыми культурными средствами. В хореографической культуре современных якутов много интернациональных элементов, которые с годами взаимодействовали с национальными.

В сложившейся ситуации очень важно сохранить бережное и уважительное отношение к танцевальному наследию (танцевальному фольклору), чтобы современная тенденция все превращать в шоу и тем самым ломать сложившиеся веками каноны не одержала верх и здесь. В противном случае мы потеряем традиционную танцевальную культуру или станем свидетелями ее медленного вырождения. Конечно, нельзя забывать о существовании закономерной и исторически обусловленной динамики этнической культуры. С течением времени изменяются танцевальные образы, трансформируются традиционные танцевальные формы, теряется их первоначальное значение. Современные хореографы народных танцев часто испытывают трудности именно при столкновении с такими вещами. Отсюда возникает насущная потребность в осуществлении научно-исследовательских работ в области народного танца и использовании их результатов в практической деятельности хореографов.

Одним из конкретных воплощений исследовательских разработок в жизнь творческих коллективов является методическая литература по преподаванию и ведению дисциплины "Народный танец". Отметим сразу, что вопросы методики образно-двигательной пластики в якутском танце уже рассматриваются и успешно решаются якутскими хореографами.

Предлагаемая же программа преподавания основ якутского народного танца построена на его историко-этнографическом анализе. Цель ее состоит в обеспечении руководителей самодеятельности, хореографов народного танца специальным историко-этнографическим материалом, который позволит осмыслить место и значение народного танца в этнической культуре саха. Также в программе будут изложены результаты этнологического анализа традиционных танцев, которые помогут понять семантику отдельных движений и композиционных построений, что позволит в свою очередь сохранять и развивать подлинное национальное своеобразие якутских танцев в новой хореографической интерпретации. Таким образом, программа в целом направлена на широкое использование практиками народной хореографии результатов научно-исследовательских работ по отдельным аспектам этнической культуры, в том числе и самого традиционного танца.

*Работа опубликована в сборнике: Культурология традиционных сообществ: Матер. Всероссийск. науч. конфер. молодых ученых / Отв. ред. М.Л. Бережнова. - Омск: ОмГПУ, 2002. - С. 155-159.
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 3:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Полет над гнездом "Стерха"


В Якутске состоялся балетный фестиваль, и этим можно гордиться

Всероссийский фестиваль классического балета "Стерх" проходит с интервалом в два года на земле Саха (Якутия) вот уже третий раз подряд. Третий раз подряд хочется напомнить, в чем смысл красивого названия: кто увидит стерха - северного журавля, обретет счастье; кто станет свидетелем того, как стерх танцует - обретет счастье на всю жизнь. Говорят, избранным везет, но не увидевших волшебной птицы все-таки больше, и на протяжении десяти фестивальных дней это большинство, хочется верить, составляет зрительскую аудиторию балетных спектаклей и концертных программ, следующих друг за другом на сцене республиканского Театра оперы и балета.

Нынешним мартом в прологе фестиваля стерхи летали по сцене под музыку Сергея Рахманинова: зал замирал, артисты трепетали, ждавшие за кулисами своей очереди балетные звезды, как дети, расплывались в улыбках. Весна, принесшая тепло на якутскую землю неожиданно рано, сама по себе стала главной героиней фестиваля, устроенного по инициативе художественного руководителя и режиссера фестиваля Натальи Садовской и директора фестиваля Лиры Габышевой. То, что зал был неизменно полон, а у главных подъездов спрашивали лишние билеты, никого не удивляло: в Якутске танцуют все, или - во всяком случае - все любят танец, Здание хореографического училища, открытого пару лет назад под водительством знаменитого педагога Натальи Посольской, пристроено прямо к оперному театру: школа и театр живут нераздельно, в чем видится надежный залог стабильной смены артистических поколений.

Балетная труппа якутского театра оказалась нынче застигнутой в не лучший для нее момент После предыдущего своего приезда в Москву по приглашению Театра Наций, в 1993 году, когда Якутск едва ли не назвали новой балетной меккой, заметно поредели ряды первых солистов, подуставшим выглядел разновозрастный кордебалет хотя все вместе ощущения праздничности фестивальных выходов на сцену не теряли, а иногда и шиковали тем, что называется большим академическим стилем. И все же только Оксана Абрамова и Гульнара Дулова - две якутские звезды - в спектаклях и концертах являли былую стать труппы: они и сегодня остаются примами, которым может позавидовать любой европейский балет.

Фестиваль и его уроки важны не только для публики, то и дело заходившейся в овациях и щедро награждавшей аплодисментами именитых гастролеров, отнюдь. Фестиваль и его уроки нужны для местной труппы, может быть, прежде всего. Чтобы процесс смены поколений происходил и быстрее, и безболезненнее. Чтобы рост молодых оказывался не спонтанным, а продуманным в соответствии с теми критериями, которые делают классический балет эталонным независимо от места прописки. Это, очевидно, хорошо понимает директор театра Г.Г. Местников, пригласивший по совету Садовской за дирижерский пульт фестивальных "Баядерки" и "Лебединого озера" известного дирижера Владимира Рылова, сумевшего с двух репетиций собрать оркестр, а залу подарить настоящую музыку. Фестивальная программа сверкала день от дня бриллиантовым светом, которым горожан, может быть, и не удивить, если, конечно, речь идет не о балете.

Четыре полноценных гала-концерта в трех отделениях включали шедевры классической и современной хореографии. Организаторы не забыли о том, что нынешний год – год памяти Чехова, и показали большие сцены из васильевской "Анюты". 100-летию двух великих хореографов, Баланчина и Якобсона, посвятили Классическое па де де Чайковского (танцевали недавние выпускники местного хореографического училища Юлия Мярина и Илья Кузнецов) и полнометражную картину из балета Ф. Яруллина "Шурале" (идущего только на сцене Татарского театра оперы и балета им.М.Джалиля, а потому исполненную первой балериной казанской труппы Еленой Щегловой, ее партнером Денисом Усталовым и специально приезжающим в Казань для участия в "Шурале" солистом Большого театра Александром Петуховым). Программа концертов давала широкую историческую панораму: помимо классики - дуэтов из "Сильфиды" в хореографии А.Бурнонвиля, "Корсара", "Эсмеральды", "Дон Кихота" особой страницей выглядели фрагменты из репертуара "Русских сезонов" - фокинский "Лебедь" в интерпретации восходящей петербургской звезды Светланы Гилевой, сцена из "Шехеразады", где блистали москвичи Ирина Зиброва и Александр Петухов, «Шопениана» с Натальей Ледовской и Георги Смилевски из Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Еленой Щегловой, Гульнарой Дуловой. Современную хореографию представили творчеством Б. Эйфмана, Д. Брянцева, В. Васильева, В. Гордеева, Е. Панфилова.

В "Баядерке" - не лучшем и по восстановленной хореографии Петипа, и по оформлению спектакле Якутского балета - гости и труппа сплотились столь тесно, что на глазах изумленной публики родилась, окрепла и выросла до звенящего символа история большой любви, которой неведомы земные пределы. Так прочли свои партии протагонисты С. Гилева (Никия), Е. Щеглова (Гамзатти) и Д. Матвиенко (Солор), так - в тональности и на едином дыхании - им аккомпанировали И. Зиброва и А. Петухов из Большого, Д. Усталов из Казани. Денис Матвиенко, приехавший в Якутск из дружественной Украины, где ведет премьерский репертуар в Национальной опере, по праву стал всеобщим любимцем. Фактурой напоминал молодого Годунова, а мастерством - молодого Васильева, но был остро индивидуален: в современной мальчишеской открытости, которая не обытовляла его виртуозного танца, а напротив, прибавляла ему поэтического строя. Так мог бы выглядеть влюбенный в костровую песню бард, попавший со своей говорящей гитарой в программу академического оперного концерта и сказавший в нем больше, чем самоуверенный тенор во фрачной паре.

Матвиенко выручил получившего на "Жизели" травму Нурлана Канетова из Казани, удостоенного приза "Душа танца" в номинации "Восходящая звезда" заменив его, как и Усталов, в концертных номерах. А артист наследующий лучшие традиции Большого его "золотой поры" - Александр Петухов, исполнявший в "Жизели" партию Ганса, и вовсе придал шедевру Ж. Перро новый и трогательный смысл. В последние мгновения спектакля, уже после ухода Жизели - Ледовской со сцены, он заменил Канетова - Альберта и блестяще сыграл финал в образе своего персонажа: вся история предстала перед публикой глазами его героя, лесничего Ганса.. Финал получился вынужденным, но благодаря Петухову не вышел из художественных рамок и даже не показался неуместным.

Фестиваль, в заключительных аккордах которого чествовали Н.Посельскую и других лауреатов приза журнала "Балет" "Душа танца", дали "Лебединое озеро" в недавней постановке Юрия Григоровича с Екатериной Шипулиной и Константином Ивановым из Большого, может быть, впервые по своему художественному уровню стал главным событием якутской, да и российской культуры нынешнего года. Публика сожалела о том, что следующей встречи придется ждать два года. Посольская, не прерывая классов в руководимой ею школе и в фестивальные дни, отправилась из репетиционных классов театра к детям - заниматься будущим Якутского балета. Нурлана Канетова - настоящего поэта танца -отвезли в Казань, и он уже встал на ноги и совсем скоро вернется к репетициям "Корсара". А кто-то из публики по завершении фестиваля отправился в северные земли: искать танцующих стерхов, которые приносят счастье, как и ушедшие в историю фестивальные дни.



Сергей Коробков
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2010 3:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дугаржапов Доржо Васильевич. Танец в культурном пространстве народов Байкальского региона : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Улан-Удэ, 2004 144 c. РГБ ОД, 61:05-24/31

Введение к работе:


Актуальность темы исследования. Сегодня традиционная культура народов мира испытывает на себе не только позитивное, но и негативное влияние процессов глобализации. В связи с этим культурологическое исследование танцевального искусства как одной из важнейших составляющих частей традиционной культуры приобретает особую значимость. Многие ученые считают, что танец возник из потребности человека выразить строй тех чувств, которые рождались от ощущения сопричастности окружающему миру. Танец, рассматриваемый нами в пространстве культуры народов Байкальского региона, предстает как многомерное мифопоэтическое явление канонического типа культуры. Он образно моделирует мироздание и его строение, в котором микрокосм традиционной культуры выявляет важнейшие смыслы бытия.

Активизация роли искусства в современной жизни, возрастание интереса к художественной деятельности со стороны не только искусствоведов, но и политиков, психологов, педагогов высветили острые проблемы использования результатов художественного творчества в духовном переустройстве мира. Несомненно, что пути решения этих проблем могут быть найдены только на подлинно научной основе.

Во второй половине XX века определился круг научных вопросов,
обращенных к истокам самобытности традиционных культур народов
России и оценке их роли в общемировой эволюции. Этот процесс
актуализировал современную практику и новейшее культуротворчество.
Изучение системы факторов, воздействующих на процессы распространения
и освоения художественных ценностей, убеждает в возможности их
целенаправленного использования для дальнейшего развития народной
художественной культуры, характеризующейся значительным

гуманистическим и созидательным потенциалом. Культурологическая рефлексия танцевального творчества народов Байкальского региона в

значительной степени обусловливает задачу сохранения культурного наследия.

Современное культурное пространство Байкальского региона характеризуется активно протекающими в нем процессами возврата к своим корням, традициям, культуре на разных уровнях: передачи знания, моделей поведения и ритуалов, мышления и феноменологического и эзотерического восприятия мира, времени и пространства, возрождения аутентичного фольклора. По мнению автора диссертации, традиционная культура народов Байкальского региона занимает особое место не только в силу богатства ее многонационального колорита, но и в качестве источника ценных духовных традиций для дальнейшего развития общества. Вследствие этого актуальной становится необходимость переосмысления значения традиционных культур этносов, живущих вокруг Байкала, как уникальных творческих форм, сохраняющих «начала» человеческого творчества. Культурологическая рефлексия танцевального творчества народов является своего рода гарантом его сохранения и развития.

Все это в достаточной мере актуализирует тему данного исследования.

Степень изученности проблемы. Фундаментальные

общетеоретические основы исследования заложены в работах К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, В.М. Межуева, Л. Моргана, X. Ортега-и-Гассета, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Исследование феномена культурного пространства через категории «пространства» и «время» нашло отражение в общефилософских работах П.А. Флоренского, Ю.М. Лотмана, Г.Ф. Сунягина и др. В сопряжении с другими феноменами культуры пространство исследуется также в работах В.Н. Топорова, В.А. Подороги. Среди современных российских культурологов, изучающих данную проблему, следует назвать Е.Я. Александрову, И.М. Быховскую, С.Н. Иконникову, В.А. Тишкова и др.

Танцевальная проблематика в современной философской и культурологической научной литературе рассматривалась зарубежными и

отечественными исследователями. Среди них: А.Ф. Анисимов, СИ. Вайнштейн, В.Р. Виппер, Л.С. Выготский, И.Г. Гердер,. П. Гиро, Л.Н. Гумилев, П.С. Гуревич, Т.Д. Златковская, Л.Г. Ионин, М.С. Каган, Р.В. Кинжалов, Д.С. Лихачев, С. Лангер, А.Ф. Лосев, А. Лот, Н.Л, Мусхелишвили, В.К. Никольский, В. Переверзев, К.К. Платонов, Г.В. Плеханов, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Д.Е. Хейтун, М.И. Шахнович, Ю.А. Шрейдер, А.А. Щербакова, Н.А. Яранцева и др.

К исследованию историко-этнографических проблем шаманизма, буддизма-ламаизма обращались В.Е. Васильев, Г.Р. Галданова, К.М. Герасимова, А.И. Гоголев, Н.Л. Жуковская, И.А. Манжигеев, Т.М. Михайлов, М.Н. Хангалов, ученые-буддологи Н.А. Алексеев, М.Г. Брянский, Н.Д. Болсохоева, Д.Д. Очиров, Р.Е. Пубаев, Б.В. Семичев ,Б.Я. Владимирцов и искусствоведы В.Ц. Найдакова, Б. Ринчен, Г.Ц. Цыбиков, Н.П. Шастина и др. Они частично затрагивали проблемы изучения хореографического искусства. Многие их рассуждения, обобщения и выводы вполне применимы к культурологическому анализу танца.

В научных трудах Н.А. Алексеевой, М.Я. Жорницкой, Г.В. Ксенофонтова, А.Е. Кулаковского, А.Г. Лукиной, В.М. Михайловского, П.А. Ойунского и др. раскрывается суть такого уникального явления, как шаманизм. Ими сделаны выводы и заключения, раскрывающие глубинный смысл искусства шаманизма как сложного комплекса религиозных и мировоззренческих представлений. Однако проблемы танцевального искусства народов Байкальского региона затрагивалась ими фрагментарно.

Вопросы истории танцевальной культуры рассматриваются в трудах
Ю.А. Бахрушина, Т. Бороздиной, Э.В. Бочарниковой, Е.Д. Васильевой,
М.В. Васильевой-Рождественской, В.И. Гаевского, К.Я. Голейзовского,
М.Н. Ереминой, И.Г. Есаулова, Е.В. Зайцева, Р.В. Захарова,

Г.В. Иноземцевой, А.П. Кларамунта, Э.А. Королевой, В.М. Красовской, Ф.В. Лопухова, А. Мерея, А.А. Соколова-Каминского, В. Сорелла, Е.С. Суриц, В.И. Уральской, Ф. Шуджоу, Э.И. Шумиловой, К. Хакса,

И. Чернецкой, НЛО. Черновой, X. Элис, Н.И. Эльяша, М. Эммануэля, Л.В. Якобсона и др. При достаточной объемности каждой из этих работ упоминание о древнейших танцах в этих работах чаще приобретает форму кратких, косвенных свидетельств и поверхностных описаний. Счастливым исключением в этом плане является четырехтомная «История танцев всех времен и народов» С.Н. Худекова, а также фундаментальное исследование «Классический танец: история и современность» Л.Д. Блока.

Особое место в системе культурологического анализа занимают работы В.В. Ромма, в которых переосмысливается процесс становления классического танца и обосновывается новое направление в культуре хореографии - палеохореографии. В своей работе «Танец и древнейшие секреты цивилизации» он реконструирует картины быта людей по изображениям и знаковым записям на бесценных археологических памятниках - танцевальных поз, движений, хореографических композиций. К сожалению, В.В. Роммом не был проведен анализ танцев народов Байкальского региона.

Отдельные проблемы истории профессионального хореографического искусства народов Байкальского региона представлены в работе Л. Ходорковской «Бурят-Монгольский театр», в статье Г. Бельгаева и Н. Маторина «Бурятский театр оперы и балета», вошедшей в сборник «Искусство Бурятской АССР». В этих трудах авторами была сделана оценка оперных и балетных спектаклей. Однако авторы не делали обобщений и не анализировали художественный опыт, а также не составляли прогноза дальнейшего развития хореографического искусства в Бурятии.

В 1959 г. вышла книга М. Хабаевой «Артисты бурятского балета», содержащая творческие портреты ведущих мастеров национальной хореографии. В книге «Оперный театр Бурятии», изданной в 1964 г. П. Гуревичем, основное внимание уделяется анализу оперных спектаклей. Лишь небольшая глава посвящена анализу балетных спектаклей, показанных на И-ой декаде бурятского искусства.

Как мы видим, исследований, посвященных формированию и развитию бурятской народно-сценической хореографии, предельно мало. Сборник «Бурят-монгольские народные танцы», вышедший в 1957 г. под редакцией Т.К. Глязер, является первым трудом на эту тему. В нем содержится описание пяти поставленных разными балетмейстерами в различное время танцев, основанных на фольклорных источниках.

В 1980 г. появилась книга Мадуева Н.Ю., посвященная становлению и развитию государственного ансамбля песни и танца «Байкал». Определенное место в ней занимают страницы о танцевальной группе, балетмейстерах, работавших в ансамбле, их постановках. Но также как и в работах, освещающих деятельность балетной группы оперного театра, подход к оценке хореографического творчества ансамбля «Байкал» осуществляется с позиции историко-летописной.

Таким образом, вся имеющаяся литература о бурятском хореографическом искусстве имеет обзорно-эссеистический характер. Собранный фактологический, исторический материал, присутствующий в этих работах, разрознен, не обобщен и не проанализирован. Мысли и высказывания аналитического, научного порядка столь редки, не мотивированы и не развиты, что представляются скорее неожиданным для самих авторов откровением, чем выношенным, последовательно-осмысленным и аргументированным выводом. Исключением служит лишь труд Т.Е. Гергесовой «Бурятские народные танцы», изданный в 1974 г. [2]. В нем опубликованы описания собранных и изученных автором старинных фольклорных игровых, обрядовых и ехорных танцев, а также описания танцев, поставленных самой Т. Гергесовой. На основе собранных материалов и собственной многолетней практики балетмейстера-постановщика Т. Гергесова провела огромную исследовательскую работу по определению, отработке, описанию, систематизации, классификации бурятских национальных танцевальных движений, позиций, приемов. Эти материалы были включены автором в приложение книги.

Работа Т. Гергесовой является практически единственной попыткой представить образ и способ национального пластического мышления, национальный танцевальный стиль. Т. Гергесова вообще впервые сформулировала вопрос о национальном танцевальном своеобразии. Но нельзя не отметить, что вопрос этот не рассматривается автором как проблема. Возможно, причина кроется в объеме и практическом назначении книги, что отнюдь не умаляет значимости и полезности работы Т. Гергесовой. Она является попыткой вдумчивого осмысления исторического и творческого опыта бурятского профессионального хореографического искусства, включая современный этап. Здесь уделяется внимание как достоинствам, достижениям, так и недостаткам и проблемам. Рассматриваются способы разрешения проблем и закрепления достижений, и, наконец, дается собственный прогноз дальнейшего пути развития хореографического искусства в Бурятии.

В работе А.Г. Лукиной, М.З. Сивцевой, Р.П. Макаровой «Алгыс. Якутские танцы» анализируются традиционные танцы Саха, семантика отдельных движений и композиционных построений. Изучение символики традиционных движений позволяет сохранять и развивать подлинное национальное своеобразие якутских танцев, создавать новые хореографические интерпретации. Анализ бытования и развития светского танца в якутской хореографии содержится в работе А.Г. Лукиной «Парение духа. Алексей Попов и якутский балет». Хореографическое искусство якутов в русле этнохореографии нашло отражение в исследованиях М.Я. Жорницкой. Изучению особенностей традиционной культуры и религиозных верований алтайцев, тувинцев, бурят и якутов посвящены работы Л.П. Потапова и А.В. Анохина. Среди работ последних лет выделяется монография О.Б. Буксиковой «Игры бурят конца XIX начала XX вви их опыт трансформации в национальной хореографии.», в которой танец рассматривается в контексте бурятских традиционных игр.

Анализ степени изученности темы настоящего исследования показывает, что ритуальный и народный танцы народов Байкальского региона как предмет культурологического анализа методами комплексного подхода изучен недостаточно. Этот вывод и предопределяет выбор темы данной диссертационной работы.
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Танцевальный рай Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,
41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,
61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80,
81, 82  След.
Страница 32 из 82

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100