Список форумов IndianDance.biz IndianDance.biz
Международный русскоязычный Форум любителей Индии и индийского танца
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск    ПрофильПрофиль   РегистрацияРегистрация 
 Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Танцы Якутов и других народов Севера
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,
41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,
61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80,
81, 82  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Танцевальный рай
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 3:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 3:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну и конечно же якутские бриллианты, которые известны по всему миру




_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 3:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 3:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 4:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 4:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

... любая одежда отражает стиль эпохи, ее быт и нравы, этническую принадлежность людей, настроение человека. Как сама одежда, так и ее названия — это исторические источники изучения культуры народа и его языка, отражающие взаимоотношения и взаимовлияния народов, их обычаи и обряды, то есть возрастные и социальные различия, особенности ритуальной одежды.

Как в колорите одежды, так и в ее покрое, отделке, орнаментах тканей, в шитье и вышивке, находят свое отражение художественный вкус якутского народа, их эстетические потребности. О том, как одевались раньше якутские женщины и мужчины, нашему корреспонденту рассказывает Светлана Петрова, кандидат исторических наук, доцент, заместитель декана по заочному обучению факультета якутской филологии и культуры Якутского государственного университета, которая является в этой области признанным авторитетом. Сегодня она станет нашим проводником в мир якутской национальной одежды.
Национальная одежда, дошедшая до нас, рассказывает о времени и месте своего происхождения, отображает среду обитания, культуру и религиозные воззрения данной эпохи.
В старину одежда прежде всего была связана с ритуально-обрядовой практикой (обряды, посвященные Верхним божествам: Ысыах, бытовые, промысловые, свадебные и родильные обряды). Она являлась медиативным звеном, связывающим человека с окружающим миром, с высшими божествами, и служила материальной оболочкой человека, защищающей его от воздействия различных негативных сил природы.
Главными действующими лицами в ритуале благословения летнего праздника являются белый шаман — Айыы Ойууна (в современной интерпретации — благословитель-алгысчыт) и его помощники (битииhиттэр). По описанию Кулаковского белые шаманы одевались в белую одежду, которая шилась из шкур лошади светлой масти или белого оленя. Силуэт одежды представлял собой обобщенную орнитологическую структуру — символику птицы. Орнитологический символ (изображение птицы в свободном полете) встречается и в атрибутах конского убранства: чепрак, две лопасти по бокам и подстилка в развернутом виде тоже представляют символику птицы в свободном полёте. Здесь следует отметить и тот факт, что рисунок на спине меховой шубы олицетворяет крылья птицы (хотойдоох сон). Ритуальной шапкой служил специально сшитый головной убор из шкуры головы лошади светлой масти, который называли «ытык дуулага бэргэhэ» или «кекейе хаппыт куес бэргэhэ». Белый шаман считался посредником между людьми и светлыми божествами, и последние должны были узнать посредника по его одежде.


ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА — СИМВОЛ БЛАГОПОЛУЧИЯ
Парадная женская одежда включала в себя шубу (бууктаах сон) или летнюю нарядную верхнюю одежду (кытыылаах сон), шапку дьабака, поверх шубы одевали копмлекс серебряных украшений. Одевание в летнем празднике таких теплых видов одежды обусловлено прежде всего тем, что единая выразительная композиция таких нарядов имела широкое семантическое содержание, и во всех культово-обрядовых действах они были непременными атрибутами. Каждый элемент декора и наряда имел закодированные знаки и носил особую смысловую нагрузку. Силуэт женщины, одетой в такую парадную одежду с шапкой дьабака, напоминал устремленную вверх конусовидную форму. Такая форма одежды у тюрко-монголоязычных народов символизировала процветание, благополучие. У древних якутов существовало такое же понятие. Они поклонялись небожителям Верхнего мира и считали, что через теменную часть человека божества дают силы, способствующие укреплению здоровья духа. Из-за такого понятия навершие шапок декорировалось закодированными знаками и религиозными символами. Серебряный круг в головном уборе имеет несколько функциональных назначений. Но в торжестве лета он служит символом принадлежности человека к солнечному миру. По мнению Трощанского, серебряный круг в головном уборе является символом самого высшего божества Айыы Тойона.
Всевозможные металлические подвески на шубе были своего рода оберегом от недобрых сил, населяющих окружающий мир, и имели магический смысл. Весь комплекс декора одежды (шапка, верхняя одежда, обувь, рукавицы) предположительно нес космическую символику, в нем древние мастерицы отразили свое представление о Вселенной. В анатомическом строении человека по представлению якутов, как и у многих народов, отражается универсальная концепция мира. В ней различимы основные зоны вселенной: головная часть — Верхний мир (небесное царство), туловище — Срединный мир (земля), ноги — Нижний мир (подземное царство). В головном уборе, как мы выше указали, Верхний мир отражается серебряным круглым знаком (туосахта) и закодированными знаками в вышитом навершии, посвященными божеству коня и божеству плодородия Айыысыт. Срединный мир, богатый растительностью и считающийся лучшим местом во Вселенной, заселен людьми (айыы), животными, птицами и многочисленными духами (иччи). В одежде они представлены вышитыми орнаментальными композициями — зооморфными мотивами и мотивами растительного вьюнка, отражающими многообразие животного и растительного мира Срединной земли. Нижний мир отражается через вышивку нарядной обуви, перевернутые или несимметричные лировидные мотивы, которые символизируют хаос Нижнего мира. Лировидные мотивы в вышивке по орнаментальному канону мастериц должны были символизировать благополучие, процветание и должны расположиться в композиции любого декора материальной культуры только симметрично и вертикально. Своеобразный рисунок коновязи (сэргэ), отражающий в данном случае Мировое дерево, таким образом, объединяет все три символические сферы мироздания в единое целое.
Магическими свойствами в одежде обладали и мелкие нашивные бляшки, бисер, бусы, используемые как декоративный элемент.

МУЖЧИНЫ БЫЛИ СКРОМНЕЕ

Обязательными компонентами мужского костюма являются рубашка (к нему шелковый пояс (кушат) или вышитые орнаментальным декором пояса), кафтан с кожаным поясом с нашитыми серебряными бляшками и с подвесными деталями (хатат, кыалык, кыыннаах быhах), головной убор (чомпой), мужская шляпа или картуз из конского волоса и кожаная обувь с широкой окантовкой (билэ). Конструкция мужских рубашек и верхней мужской одежды (оноолоох сон) не отличалась от женской. Непременным атрибутом у мужчин был пояс — как показатель достатка и богатства.


Навершие шапеи Дьабака

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ
Удивительно устойчивой, почти исторически неизменной была якутская «мода»: основные виды одежды, обуви, украшений в течение многих веков оставались в сущности неизменными. Такими они и вошли в историю.
Полный комплекс якутского праздничного костюма можно разделить на несколько типов.

Первый тип (женский) состоит из верхней одежды (кытыылаах сон), платья (халадаай), безрукавки (кэсиэччик), головного убора (дьабака), обуви (торбаза), комплекса серебряных украшений: начельник (бастына), нагрудные и наспинные украшения (илин-кэлин кэбиhэр), украшение (сюрэх), серьги, нарукавные и шейные украшения и набедренные украшения (эттук симэгэ) и обувь из саары (черненной кожи) с широкой окантовкой, оформленной вышивкой, бисером или металлическими бляшками.
Второй тип женского костюма наиболее простой: легкое верхнее пальто «оноолоох сон), халадаай, безрукавка-кэсиэччик, шляпа из конского волоса или шалевый платок (саал былаат), нарядная обувь из сарыы (оленья ровдуга). К нему можно надеть весь комплекс ювелирных украшений.
Важно помнить, что богатое женское нагрудно-наспинное украшение полагается к нарядной верхней одежде (кытыылаах сон, бууктаах сон или оноолоох сон), а поверх жилета с халадаем надевают более простое украшение (сюрэх киэргэл). Головной убор тоже должен соответствовать этому: бастына или шляпа из конского волоса и шалевый платок. На ногах, если наряд более легкий, можно одеть легкие вышитые тапочки из сарыы.

Елена КИСЕЛЕВА


Деталь женского нарядного пояса
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 4:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА

На просторах Республики Саха среди более чем ста национальностей живут коренные народы - якуты, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи. Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его костюме. Именно поэтому для создания современной одежды мы обращаемся к народному опыту - традициям национального костюма дореволюционного периода.

Костюм якутов XVIII - нач. XIX в. - многопредметная одежда северных тюркоязычных скотоводов с языческим верованием.

Основным материалом для одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Как правило, одежда богато украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и «оберегал» носящего. У якутов существовало представление о вертикальном строении трех миров, нашедшее отражение и в одежде. Верхний мир - мир небожителей - олицетворяли через круглые бисерные розетки или металлический круг «солнце»: их можно найти на головных уборах и нагрудных украшениях. Средний мир - мир людей -через лирообразный орнамент (женское начало) обозначался в силуэте и декоре плечевых изделий, металлических украшений и рукавиц. И, наконец, нижний мир - мир злых духов - передавали через вышивку обуви на тему «древо жизни», корнями уходящее в землю, возможно, отражая зависимость жизни на земле от нижнего мира.

Благородный бежево-охристый колер, характерный для костюма якутов, создавался природными красителями или натуральными цветами меха, кожи и замши, из которых шили одежду, и оживлялся медными украшениями и перфорированной отделкой из материалов различной фактуры, разноцветной вышивкой растительных орнаментов.

В узорах, конструкциях и украшениях костюма якутов находим много общего с таковыми тюрко- и монголоязычных народов Сибири и Средней Азии. Истоки этих параллелей берут начало в Пазырыкских курганах на Алтае (ок. 5-3 тыс. лет до н.э.), а также в памятниках Ближнего Востока (5-3 вв. до н.э.).

Принятие православной веры и развитие торговли в конце XIX-нач.ХХ в. привели к влиянию русской культуры на якутскую. Так, широко применялись ткани. Появились новые виды одежды: пальто с буфами, платья «холодай» с «файборой» (широкая оборка по низу платья), кушаки, фабричная обувь, бижутерия. Новое дыхание получило развитие ювелирного искусства. Серебряные украшения стали доминировать. Но, несмотря на все изменения, костюм якутов по своему художественному образу все же оставался созвучным костюму своих предков - тюрко- и монголоязычных скотоводов Азии.

Что касается костюма эвенков, эвенов и юкагиров, то их этногенетические связи, одинаковые природные условия проживания, идентичность занятий и культуры привели к созданию однотипной одежды. Это парка, кухлянка, камлея из оленьей шкуры - одним словом, костюм, хорошо приспособленный к кочевой жизни охотников и оленеводов. Практическое использование одежды не мешало украшать её шариками и кружками из мамонтовой кости, бисером, бусами.

Если использовалась вышивка, то, как правило, располагалась она по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду.

Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента «паук» означали благопожелание и имели охранительную функцию.

Эвенки и юкагиры использовали сочные теплые тона красного, желтого и зеленого цветов бисера. Эвены же предпочитали контрастное сочетание цветов: глубокий золотисто-рыжий ровдужный и бело-синий бисерный.

Традиционная одежда чукчей сохранилась до наших дней и представляет собой глухую кухлянку и камлею из оленьей шкуры, характерные для всех арктических народов мира.

Семантику ее декора определил культ природы. Круги с точкой в центре и без нее в виде розеток на одежде - это астральные знаки, символы космоса: солнце, звезды, структура мира. Треугольный орнамент - символ женского пола, связан с идеей и культом плодородия, заботой о продолжении человеческого рода, укрепления могущества общины.

Следует заметить, что верования северных народов не позволяли изображать людей, животных и птиц анатомически точно. Потому и существует длинный ряд символов и аллегорий, который сегодня можно «читать», получая определенную информацию в результате расшифровки.

Народная память, этот чистый родник, зов наших предков -сохранила традиции национального костюма. Она подпитывает современных мастеров новыми идеями и замыслами.

Здесь представлены старинные предметы одежды и фотоматериалы из собрания Музея этнографии (МЭ) и Музея антропологии и этнологии им. Петра Великого (МАЭ) г. Санкт-Петербурга, Якутского Государственного Объединенного Музея истории и культуры народов Севера им. Е.Ярославского (ЯГМ), Чурапчинского музея (ЧМ), а также современные модели национального костюма, созданные в Научно-производственном предприятии «Хотугу Такас» («Одежда Севера») г.Якутска.

Людмила Расторгуева,
кандидат технических наук,
директор НПП «Одежда Севера» («Хотугу Такас»)
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 4:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Главной особенностью якутской одежды являлись ее украшения.

Больше украшали одежды девушек, невест и женщин. Это, во-первых, поклонение женщине, как Матери. У многих народов, особенно в Азии, Сибири, Средней Азии и Монголии, первые божества — Праматери. Факты поклонения Богине-Матери прослеживаются и в неолите и энеолите.

В якутских религиозных верованиях множество ранних женских Божеств затем заменились мужскими Божествами патриархальной эпохи". Как сказывается в Олонхо, „Осьмиободной, осьмиокружной Матери изначальной - Земли Хозяйка с начала времен Аан Алахчын Хотун...", якуты почитали ее и понимали, что рождение детей и приумножение народа саха зависит от женщин. Это показано в лировидном узоре наверший дьабака. Такие дьабака надевали на проводах Айыысыт.

Нерожавшие женщины одевали дьабака задом наперед, обмазывали лицо и ладони маслом и должны были громко смеяться. Той, кто громче всех хохотала, Айыысыт даровал кут (душу) ребенка. Надевание шапки задом наперед В. Ф. Трощанский объясняет тем, что это является устранением изображения Солнца (туосахта, которая находится в передней части шапки), которое считается „мужчиной". Они не должны были присутствовать при жертвоприношении.

Во-вторых, воспевали красоту девушек, сравнивая ее то со стерхом, то с лебедью. Якуты считали стерха божественной птицей. Охотник, случайно убивший стерха, по древнему ритуалу, одевал его в нарядную женскую одежду и вносил его через правое окно жилища, затем ложил на стол. Тогда душа птицы смягчалась и прощала охотника.

Якуты сравнивали голоса стерхов с голосами девушек, а их движения — с танцами девушек в прекрасных одеяниях.

В-третьих, как признак богатства. Если девушка выходила замуж за жениха из отдаленного улуса, это было большим событием. И приезд нарядной невесты в богатой. одежде и украшениях был поводом для возвеличения ее рода. Замужество же за выходца из своего наслега для богачей считалось позором.

В-четвертых, украшения одежды служили для защиты от дурных влияний, злых духов, абаасы. В одежде присутствуют различные бубенчики, колокольчики, натазные украшения, отпугивающие духов, показывающие чистоту девушек. Якуты верили, что звон меди, металла отпугивает нечисть.

В-пятых, украшения как символы поклонения Божествам: Юрюнг Аар Тойону, Айыысыт, Иэйиэхсит, культу животных.

Старинный свадебный обряд проходил в несколько этапов:
— сватовство;
— приезд молодого в дом невесты;
— свадьба.

После рождения первого ребенка, женщина впервые приезжает в гости к родным.

Когда невеста выезжала из родительского дома, устраивали обряд ее одевания. А после свадьбы женщины устраивали смотр одежды и украшений невесты. Богато оформленные ювелирные украшения из серебра и меди считались как особый признак костюма девушки, за которую можно было свататься. Изучение женских украшений приводит к выводу, что, кроме утилитарного значения, они были обязательными в качестве оберега и являлись символами богатства, отличительными знаками рода.

Особо украшается серебряными подвесками и бисером нательная одежда: ритуальные штаны, ноговицы, натазники, обрядовый пояс с колокольчиками, набедренная повязка с ниспадающими металлическими подвесками, украшенная бисером.

Верхняя одежда и украшения состояли из платья-халадаай, безрукавки, богато украшенной бисером и металлическими бляшками. Поверх безрукавки на невесту надевали легкое пальто - оноолоох сон. Только после этого надевали шубу — бууктаах сон. Поверх шубы надевается обязательное украшение „илин-кэлин кэбиhэр" - нагрудно-наспинное украшение из серебра и пояс из кожи с посеребренными пластинами. К обязательным украшениям относятся и серьги с подвесками, биhилэх — кольцо, бе5ех — браслет, кылдьыы — гривна. Кроме того, одежда для дальней поездки состояла из шапки дьабака, защитника лба — „намыасха", наушников — „кулгаах эмсэ5э", нагрудника - „уолук симэ5э", „тyеhунньук", защитника лица от холода - „аннах", больших меховых дорожных рукавиц.

Разнообразна и обувь невесты. Кроме собственной обуви „этэрбэс" - торбасов, девушка носила ноговицы, наколенники, меховые чулки.

Каждое украшение имеет свое смысловое значение.

Туосахта, Солнце — это украшение пришивалось к рогатым головным уборам, к навершию дьабака. Солнце - знак Айыы Тойона. Он связывает человека с окружающей средой, оберегает, олицетворяет богатство и силу.

Колокольчик - звучащее медное украшение - пришивался к рогам головных уборов помощников алгысчыта, битиситов-плясунов в обряде Прошения Айыысыт.

Кыабака симэ5э, модьо5о охсор — это украшение натазника невесты. Его позвякивание при входе в дом жениха означало чистоту, непорочность девушки, оставляя за порогом порчу и сглаз.

Дьайаа - это украшение из красной меди пришивалось на спине одежды ребенка до семи лет. Оно оберегало его от злого духа Хасай Терде, приносившего болезни и смерть ребенка.

Холдо5он - удлиненное медное украшение одежды шамана. По поверьям, шаман при камлании прячет душу человека в холдо5он от злых духов. Позже это украшение стали вешать на поясах традиционной одежды.

Лисья мордочка — это талисман, приносящий счастье, оберег. Амулетами у якутов были клыки, рога, копыта, клюв и когти различных зверей. Самым действенным оберегом считалась медвежья лапа с когтями. Ее вешали у детской люльки. Применение различных амулетов в виде набедренных украшений, ношение их на поясе встречается и у других кочевых народов.

Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой-Природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру - цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. Пробуждение природы, приход лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца — все это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, черный, сине-голубой, зеленый и красный цвета.

Дьэ-э... буо-о!.. Ну вот!
Дымчатая синева утвердилась,
Бархатистая синева примешалась,
Прекрасная зелень похорошела,
Яркая зелень расцвела,
Могучий темный лес приукрасился,
Убогий темный лес принарядился,
Дремучий темный лес зазеленел,
Птица-кукушка прилетела, заговорила,
Добрые славные люди ободрились...

„Лето" (народная песня)

Красный цвет, как отмечал А.П.Окладников, издревле был связан с религией. Это цвет крови, цвет силы жизни, связи с матерью, поэтому олицетворял Мать-душу (Ийэ кут), оберегал ее.

Зеленый (зелень трав), голубой (голубое небо), синий (синие просторы, синева) — цвета природы.

Наши предки в своих песнях и олонхо очень красочно воспевали все эти цвета и их оттенки. Так, зеленый цвет олицетворял связь с живой природой, а голубой - символ Салгын кут (Воздух -душа), он представлял синий бездонный космос с „голубым дыханием" (куех тыын) и был знаком развития, расцвета жизни.

Желтый, белый- цвета солнечных лучей, снега. Они связаны с окружающей средой и являются символом жизни, счастья, всего светлого, хорошего.

Черный, темно-серый, коричневый - цвета земли, олицетворяли Буор кут (Землю-душу), Мать-землю.

Древние якуты обладали глубоко философскими взглядами на мир, на верования, и это мировоззрение нравственно очищало и умственно возвышало их - уранхай саха.

Современная молодежь в своих попытках воссоздать традиционную одежду якутов допускает ошибки в крое, цвете, украшениях, узоре. Есть одежда повседневная, сценическая, авангардная, нарядная. Если в эти виды одежды вводить якутские национальные элементы, узоры без учета традиционных канонов, то это может привести к разрушению народного наследия. Поэтому необходимо возрождать национальную одежду согласно верованиям наших предков, придерживаясь ритуальных особенностей. Только тогда национальная одежда народа саха сохранится на века и будет гордостью последующих поколений.

Петрова С.И.
Традиционная одежда и мировозрение наших предков
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 4:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯКУТСКОЙ ОДЕЖДЕ

Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями. Взгляды якутов на Вселенную глубоко философичны, а их беззаветная вера в Мать-Природу — залог высокой нравственности и аналитического ума.

Культурное наследие, обряды и верования наших предков ярко прослеживаются в покроях их одежды, в узорах и украшениях. Про одежду якутов писали исследователи-этнографы: И.Биллингс, И.Георги, А.Миддендорф, Я.И.Линденау, Р.Маак, В.А.Серошевский, позже Е.Д.Стрелов, С.И.Боло, художник М.М.Носов и другие по материалам археологических раскопок. Связь одежды с верованием подчеркивалась в трудах А.П.Окладникова, А.Е.Кулаковского, Н.А.Алексеева.

По поверьям наших предков, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, слабоумие, дурные поступки. Поэтому существовали обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Большое значение придавали в этом и одежде. Узоры на ней, тотемные украшения должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.

Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей природой, все: и еду, и одежду, и орудия труда они добывали у нее. Поэтому, по их понятиям, в этой бескрайней вселенной наиглавнейшей являлась Природа, затем божества и только потом — Человек. Вот это мировоззрение, свои чувства и мечты воплощали наши предки в узорах, украшениях и домашней утвари. Поэтому одежда народа саха, как часть материальной культуры, была неразрывно связана с его верованиями, обрядами, природой, божествами. Якутскую одежду по времени и по изменению образа жизни можно разделить на две группы:
Традиционная якутская одежда (до середины XVIII века). Это период расцвета национальной культуры. Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, шубы с орлом, безрукавка тангалай и т.д. Для украшения обычно применялись голубой, белый и черный бисер, узоры „ынах" („корова"), „дьураа" („полоски") и лировидные мотивы, медные украшения.
С середины XVIII века до XX века национальная одежда претерпевает большие изменения вследствие развития контактов, торговли с другими народами. Появляются элементы европейской одежды: воротник, карман, фалбора, буфы и манжеты. Но еще сохраняется традиционная связь одежды с верованием.

Одежду предков можно разделить и по чисто функциональному применению:
ритуальная одежда, тесно связанная с религией, (кумысопитие, свадебные обряды, проводы Айыысыт, встреча Солнца, камлание шамана и т.д.);
теплая одежда для дальних поездок;
охотничья, рабочая одежда;
домашняя одежда без всяких украшений.

Из них шубы с орлом, рогатые головные уборы, высокие меховые шапки, шапки с наушниками, меховые ошейники, женская и мужская верхняя одежда - сон встречаются редко, как музейные экспонаты.

Шуба с орлом - это старейший сон.
По материалам Р.К.Маака и В. Л. Серошевского называется сангыях.. У якутов, как и у многих народов, был распространен тотемизм - обожествление животных. Так, у наших у предков медведь, волк, лошадь, ворон, лев, лебедь, орел и т.д. считались священными. Орел почитался как оберег души Человека и называли его не орлом, а иносказательно - Тойон-Зверь, Большой Зверь или Крылатый Зверь. Не разоряли его гнезда, не убивали из страха возмездия. Мужчины при встрече с орлом должны были упасть на землю, закрыв лицо руками, а женщины обязаны были одевать безрукавку тангалай. В. Л. Серошевский пишет: „Айыы Тойон с высоты своего престола созерцает Вселенную, орел дремлет у его ног..." Поэтому сангыях с орлом надевали молодые при свадебном обряде, как защиту для души. Эту шубу надевал для камлания шаман.

Затем распространяется сон-тангалай (однобортная шуба наподобие кафтана) с лировидными мотивами. Их называют кээдьи, кэдъинэ, кэдъикэ, тангалай. Эта одежда связана с культом лебедя. Одевала ее только замужняя женщина. Если невеста выезжала в дальний улус к жениху, по поверьям, она должна была оставлять через каждые девять олохов - остановок Духу местности тангалай сон, чтобы избежать всяких неприятностей по дороге".

Эта одежда применялась и как погребальная. По преставлению якутов, душа умершего человека, отправляясь в мир предков, проходила тернистый путь от пасти Большого Змея до его хвоста, сплошь устланного острыми железными шипами. Поэтому погребальная одежда должна была быть прочной. Для этого тангалай сон спереди и сзади украшали медными и серебряными бляхами, бисером.

Бууктаах сон - это шуба с меховой оторочкой.
Ее одевали невеста, женщины при различных ритуалах, благословитель на ысыахе. Этот подбитый мехом сон шился из красного, черного и зеленого сукна или цветной парчи. На груди располагалось украшение-оберег, по бокам - набедренные украшения. Спину украшал узор наподобие сэргэ (коновязи). Возможно, это поклонение Джесегей Айыы - покровителю, дающему не только свет Солнца, но и силу, мощь, волю. Поэтому во время праздника ысыах после Юрюнг Аар Тойона поклонялись Джесегей Айыы.

Дьабака - головной убор.
Он имеет разновидности: хороох, тамаах, хаан, сирэй, кyeс дьабака. Головные уборы также тесно связаны с ритуальными обрядами, как рождение ребенка, поклонение Байанаю — Хозяину тайги, с охотой (ритуал перед умерщвлением зверя).

Наши предки трепетно относились к головному убору и не зря воспевали его в Олонхо (эпическом сказании):

Эгэй-угуй пусть будет!
Намеченная наилучшим указательным пальцем,
Вышитая искусными пальцами,
Шитая чудесными руками,
Вошедшая в сказание как украшение
Жен князьцов-старшин,
Кровавая, греховная,
Яркая дябака-шапка...

С.А.Зверев. „Песня о шапке"

В головных уборах таится часть души человека, поэтому украшения (туосахта - круглая серебряная пластинка, навершие, рога, лировидный узор) связывали человека с Высшими Божествами. Кража и порча головных уборов приравнивались к большому греху.

Петрова С.И.
Традиционная одежда и мировозрение наших предков







Панна "Айыы суолунан (По дороге духов Айыы


Элемент нательного пояса невесты конца 19 века
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 4:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой






_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Desi Girl
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 30.08.2009
Сообщения: 10233
Откуда: Russia

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 8:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

До чего тема интересная! И про танец, и про костюм , и про обычаи!!!
Dzhulus_Sooraj Спасибо Вам)
А Вы знаете, у нас в городе делают бриллианты из якутских алмазов)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 8:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Mangari: сегодня гранильных заводов, на которых наши алмазы превращаются в прекрасные бриллианты раскиданы по всему миру. И кстати с недавних пор АК "АЛРОСА" веден активную политику по освоению рынка в Индии. Президент Компании Федор Андреев в ближайшем будущем вылетает с визитом в Индию, где посетит гранильные заводы и ювелирные предприятия с презентацией якутских бриллиантов. Так что совсем скоро и в Нью-Дели откроется наше представительство и свой гранильных цех)))
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 8:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще алмазы)))










_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 8:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Редчайшие в мире голубые алмазы также добываются на территории Якутии



Бриллиант с огранкой "Royal" - прямо королевское украшение


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Фев 19, 2010 8:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой






Но люди все равно дороже алмазов
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Танцевальный рай Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,
41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,
61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80,
81, 82  След.
Страница 23 из 82

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100