Список форумов IndianDance.biz IndianDance.biz
Международный русскоязычный Форум любителей Индии и индийского танца
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск    ПрофильПрофиль   РегистрацияРегистрация 
 Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Танцы Якутов и других народов Севера
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,
41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,
61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80,
81, 82  След.

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Танцевальный рай
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Июл 28, 2011 1:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Июл 28, 2011 2:12 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой






_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Июл 28, 2011 2:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Июл 28, 2011 2:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Июл 28, 2011 2:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой




_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Июл 28, 2011 3:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Июл 28, 2011 3:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пн Авг 01, 2011 6:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Недавно ушла из жизни легендарная балерина, великая женщина Наталья Пасельская... Являясь дочерью первой якутской балерины Аксиньи Пасельской, Наталья Семеновна всю себя без остатка посвятила пропаганде и развитию классического балета в Якутии... Теперь ее нет...

Здесь два интервью об этой прекрасной женщине

Имя Натальи Семеновны Посельской хорошо известно в хореографическом мире России и за рубежом. Вся ее жизнь — это большой, целеустремленный и яркий творческий путь.



Визитная карточка
Наталья Семеновна Посельская — артистка балета, педагог, основатель самого северного в стране балетного училища в Якутске, заслуженный работник культуры РФ, РС(Я), лауреат Государственной премии им. П. А. Ойунского, лауреат премии журнала России «Балет» «Душа танца», лауреат национального фонда «Баргарыы», лауреат республиканской премии «Маэстро» (2010), обладатель звания «Учитель учителей», знака «Меценат столетия». Награждена медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд», «За вклад в развитие профсоюзного движения в Якутии», член CID ЮНЕСКО, член жюри международных конкурсов артистов балета и хореографических учебных заведений.

Балерина
После окончания Новосибирского хореографического училища Наталья Посельская была приглашена в Якутский музыкально-драматический театр. За годы работы артисткой балета она создала на сцене галерею неповторимых образов. Лучшие из них — Нюргуяна («Чурумчууку»), Ап-Татай («Кюн-Куо»), Франциска («Голубой Дунай»), Мирта («Жизель»), Злюка, Мачеха («Золушка»), Чертовка («Сотворение мира»), Гудула («Собор Парижской богоматери»), Хозяйка Земли («Камень счастья»), Мать («Священный Ильмень»), Индусский, па-да-ксион, трио «Баядерка» и др. Работу в театре Наталья Семеновна совмещала с многочисленными концертными выступлениями и активной общественной деятельностью.
Неутомимый характер позволил ей закончить ведущие образовательные учреждения России — Государственный институт театрального искусства в Москве и педагогическое отделение Ленинградского академического хореографического училища им. А. Я. Вагановой.
Директор и редактор
Тяга ко всему новому, зоркость, высокий профессионализм, безграничная любовь к искусству танца, дерзновенность мысли, стремление идти только вперед, исключительный талант организатора способствовали созданию в родной республике уникального учебного заведения — хореографического отделения при музыкальном училище им. М. Жиркова, ставшего впоследствии Якутским хореографическим училищем им. А. В. Посельской, бессменным директором которого является Наталья Семеновна.
Балерине непросто было осваивать всю административно-хозяйственную машину, обустраивать два новых здания училища и интерната, заниматься делами, казалось, очень далекими от балета, но все это она делала ради балета, ради сохранения и приумножения балетных трупп двух театров республики — ГТОиБ им. Д. К. Сивцева — Суоруна Омоллоона и Национального театра танца им. С. Зверева
По ее инициативе балетная труппа имеет в репертуаре два выдающихся спектакля мирового хореографа современности Ю. Н. Григоровича — «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта». Балетная труппа с успехом представляет их на сценах мира.
Н. С. Посельская по праву может гордиться педагогами училища, с ее легкой руки шесть специалистов в 2007 году получили высшее образование в Московской государственной академии хореографии, в 2010 году семь преподавателей и концертмейстеров получили дипломы Саха педагогической академии.
Сегодня хореографическое училище им. А. В. Посельской — ведущее образовательное учреждение, методический центр хореографического образования в республике. В его стенах ежегодно обучаются 100 человек из разных улусов республики. Под руководством Посельской разработаны программы по специальным дисциплинам, регулярно проводятся научно-практические конференции с проблемной научной тематикой, педагогические чтения, ежегодные практические семинары для хореографов ДШИ и ДМШ республики.
Развитие хореографического образования в нашей республике немыслимо без научного подхода. Специальные исследования ведутся совместно с педагогами, психологами, физиологами, антропологами, медиками и другими узкими специалистами. Выпущены сборники статей, материалов конференций, познавательная и специальная литература. Уникальным печатным изданием является ежегодный журнал «Вестник», редактором которого является сама Наталья Семеновна. В каждом номере можно найти что-то интересное из истории якутского балета, отражена творческая и повседневная жизнь училища и интерната.
Педагог
Педагогическая деятельность Натальи Семеновны — особая веха в ее жизни. Необыкновенно требовательная на уроках и репетициях, в жизни она заботливый человек, радуется творческим успехам своих воспитанников и коллег. Крупный педагог классического танца, она воспитала не одно поколение артистов. Среди них уже известные солисты якутского балета: дипломант Международного конкурса артистов балета «Арабеск» Юлия Мярина, Александра Санникова, лауреат международных конкурсов артистов балета и хореографических учебных заведений Сарыал Афанасьев.
Результатом многолетних поисков явились ее методические пособия по классическому танцу для хореографических училищ с 1‑го по 4‑й год обучения.
Будучи заслуженным мастером, Наталья Семеновна приглашает в училище для постановок и консультаций известных педагогов, постановщиков, представителей ведущих балетных академий и училищ. Благодаря ее преданности делу училище сохраняет классическое наследие мировой хореографии Мариуса Петипа. Ежегодно воспитанники показывают свои достижения на сцене училища и театров.
Выпускники училища, ежегодно пополняющие ряды театров, достойно продолжают традиции балетной труппы. Выпускников ее класса отличает крепкая профессиональная основа, позволяющая им, придя в театр, быстро включаться в репертуар и почти сразу исполнять сложные сольные партии.
Дочь знаменитых родителей
Наталья Семеновна — дочь первой якутской балерины Аксиньи Васильевны Посельской и наркома просвещения Семена Семеновича Сюльского. Наталья Семеновна чтит память своих родителях и бесконечно благодарна им за то, что они сделали все, чтобы она стала тем, кем стала. Именем матери названо училище, которым она руководит, в честь матери ежегодно в стенах училища проходят конкурсы постановщиков. Учреждены стипендии им. А. В. Посельской и С. С. Сюльского. Наталья Семеновна издала книгу об отце, в честь него названы улица в Якутске, школа в селе Сyлэ. Традиционно проводятся Сюльские чтения. Именем матери названа музыкальная школа в родном селе Натальи Дирин Чурапчинского улуса. Наталья Семеновна продолжает дело матери и отца.
Ученый
2010 год знаменателен для Натальи Семеновны двумя событиями. Первое — она стала заведующей кафедрой «Искусство балета» Арктического государственного института искусств и культуры, которая была создана по ее инициативе и при личном ее участии. Второе — Посельская защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Становление и развитие школы классического танца в РС (Я)».
Строгая, волевая, любящая творческую дисциплину, Н. С. Посельская каждый день в училище, которое стало ее вторым родным домом со всеми радостями и тревогами. Она уверена, что целью училища помимо подготовки высокопрофессиональных артистов балета должно быть воспитание образованных, сознательных граждан республики.

http://www.gazetayakutia.ru/node/11443

Наталья ПОСЕЛЬСКАЯ: «Я очень покорная жена!»

…"Семен Сюльский был ярким политиком, неординарной личностью и очень известным человеком. Педагог, нарком просвещения, министр образования ЯАССР. Убит в мае 1952 года в возрасте 44-х лет. Мотивы и истинные убийцы не были установлены. Уголовное дело осталось не раскрытым". (Из книги Инны Феоктистовой "Нам не дано предугадать").

Это случилось, когда ей исполнилось всего шесть лет. И это был ее отец. Мать по подозрению увезли в тюрьму, а девочку ждал детский дом. Но спасли родственники, оставили у себя до возвращения матери. Немногие знают об этом трагическом факте из биографии известного в республике и за ее пределами человека, директора Якутского хореографического училища Натальи Посельской. А она говорит:

– У меня было очень интересное детство! Родилась в Москве, когда исполнился годик – увезли в село Мельжехси Чурапчинского района. Там я была как музейная редкость – дочь таких знаменитых родителей! Испытывала самую настоящую всенародную любовь. За это я своим землякам пожизненно благодарна.

Она видит любую ситуацию с только ей присущей точки зрения: там, где кто-то плачет, она лишь закаляется.

– Моя мама (первая прима якутского балета Аксиния Посельская. – Авт.) – самородок. Дитя природы. У нее все было первое: она первой в Якутии встала на пальчики, на нее поставили первый балет, она преподавала на только что открывшемся хореографическом отделении школы, а затем культпросветучилища. Талантливая женщина, сильный педагог. И очень добрая, всех жалела…

– А вы похожи на нее?

– Она была белокожая, светлоглазая, так что внешне – нет. Но я продолжаю дело моих родителей, которые многое сделали для становления профессионального искусства в республике, и, слава Богу, я их не подвела. Сейчас горжусь тем, что сбылась моя мечта о высшем хореографическом образовании в Якутии – в АГИИК в этом году открылась кафедра «Искусство балета», которую я возглавляю. Это самая большая победа, к которой мы шли несколько лет.

Работоспособность Посельской поражает. Имея фантастические организаторские способности, будучи ярким руководителем, создавшим единственное на Дальнем Востоке и Севере учебное заведение такой направленности, она не останавливается на достигнутом, мысли ее всегда на шаг впереди. Поэтому жизнь напоминает бурный поток, который несется стремительно, но по четко намеченному руслу.

– Наталья Семеновна, а как вы отдыхаете?

– Сложный вопрос… Да, люблю смотреть сериалы. Там все так красиво, даже ругаются культурно (смеется)! Но рядом всегда лежит стопка документов, во время рекламы их просматриваю. В выходные дни до обеда стараюсь отлежаться – чай в постель, кашку в постель… Потом встаю, начинаю варить якутский суп.

– А вы хорошо готовите?

– Если честно, я очень многого женского не люблю – шить, готовить, ходить по магазинам... Но квартиру держу в порядке, стираю, глажу. Обстановка аскетичная, культа из еды не делаю. Любим якутские блюда.

– Кто в жизни ваша правая рука?

– Муж и сын. Мой муж, Христофор Афанасьевич Сметанин, был артистом драмы, рано ушел на пенсию. Когда мы решили пожениться, многие говорили: «Как же вы будете жить? У обоих характеры страшные!» Но для меня неписаное правило – мужчина в семье глава. Его нужно уважать, слушаться, любить. Так что я очень покорная жена!

– При вашей огромной нагрузке вы брали на воспитание детей – почему? Как к этому отнесся ваш муж?

– И муж, и сын поддержали меня в этом. И об этих детях я заботилась больше, чем о родных.

– Сейчас у вас два внука и внучка. Долгожданную девочку балуете, наверное?

– Нет, знакомые даже порой удивляются моей строгости. Но, я думаю, не ломаются, выдерживают удары судьбы те, кто умеет не жалеть себя. А их, этих ударов, увы, очень много.

– В хореографическое училище дети поступают в десятилетнем возрасте. Ребенок, решивший стать артистом балета, обрекает себя на тяжкий труд, большие нагрузки. Много отсеивается?

– Нет, до выпуска доходят 60–70 процентов.

– Плачут в первые дни?

– Бывает, но через неделю – уже нет. Хореография – это хрупкая, прекрасная, но очень жесткая профессия. Похожая на военную муштру. Когда видишь в глазах ребенка слезы, сердце сжимается… но иначе – нельзя.

– Если так все жестко, почему они называют себя вашими детьми?

– Потому что так оно и есть. Коллектив училища работает на то, чтобы дети учились и жили в заботе и комфорте, переживают за каждого всем сердцем.

– В 2003 году российский журнал «Балет» признал вас лучшей в номинации «Учитель», вам был вручен приз «Душа танца». Этой награды удостаивались Галина Уланова, Игорь Моисеев, Махмуд Эсамбаев, Екатерина Максимова... А что нужно, чтобы ее, эту душу танца, найти?

– В идеале – иметь Божий дар. Сейчас в мировых масштабах танец пошел в технику, в машинерию . Мы в Якутске в этом смысле от мира отстаем, как бы ни трепыхались. Но… у нас есть душа. Это не я сказала – Юрий Григорович, балетмейстер мировой величины. «Чистая душа» – он сказал.

– Балет ассоциируется с тонким кружевом – нежность, прозрачность, воздушная красота. Почему не все видят эту красоту, как нужно пропагандировать балет?

– На балет еще ходят – правда, одни и те же люди. В советское время это специально в людях воспитывали, сейчас подобным никто не занимается. Живое искусство не умерло, его обязательно надо смотреть.

– Вопрос из анкеты Марселя Пруста: «К чему вы испытываете отвращение?»

– К предательству. Меня много предавали, но результат получали обратный: я должна выстоять, сделать еще лучше! А их – простить…

– Если бы вы не стали кем стали, то кем могли бы?

– Могла бы стать учителем – любого предмета, бригадиром, предпринимателем… Правда, машину водить не умею.

– А чему хотели бы научиться?

– Играть на баяне. Очень хочу научиться!

http://onaplus.ykt.ru/article.asp?id=2636
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Чт Авг 18, 2011 6:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Статья, которая повергла меня в шок :-0!!!! Вот это завернула тетенька!!!

А.Г. Лукина

Якутский танец "Узор"

Представление о жизни и смерти. Семантика основных движений

Одним из самых древних и глубоко содержательных танцев традиционной танцевальной культуры саха (якутов) является танец "Узор". В далеком прошлом, видимо, название танца звучало по-другому, сейчас оно, к сожалению, забыто. Но этот факт ни в коем случае не умаляет того значения, которое имеет этот танец, прочно связанный с верованиями саха.

Истоки танца уходят в глубокую древность. В первую очередь об этом говорит связь танца с погребальными обычаями саха. Они могли иметь форму прощания с друзьями, родственниками (умершего перед погребением усаживали перед столом и угощали разными яствами), прощания с родными местами (например, перед погребением горячо любимой дочери ее наряженную "водили" по той местности, где она жила).

Погребальные обряды саха могли восприниматься и как своеобразная форма воздаяния преждевременно умершему того, что ему полагалось в жизни, но что он не успел получить (свадьба, радости жизни, празднества).

Архаичный танец "Узор" также связан с традицией многократного погребения умерших, не достигших совершеннолетия. Этот обычай соблюдался, если умерший был единственным ребенком в семье.

С. А. Зверев-Кыыл Уол, знаток и носитель традиционной культуры якутов, сумел восстановить "Узор" в 1957 г. , основываясь на бытующей в Сунтарском улусе легенде о знаменитой шаманке Чыпчаххайдаах удачан. В задачу исследователя входили реконструкция и сценическая интерпретация этого архаичного сюжета.

Легенда гласит, что в Тюбятском наслеге в местности Тураннаах знаменитая удаганка Чыпчаххайдаах удачан устроила прощальный ысыах по своей умершей дочери, строго придерживаясь погребальных обычаев якутов. До этого она камлала семь дней и ночей подряд, чтобы оживить умершую. В народе существовало поверье, что могущественные шаманки в течение девяти суток могли оживлять мертвых людей, исцелять безнадежно больных. Но в сунтарской легенде шаманке Чыпчаххайдаах не удается воскресить свою дочь и она устраивает пышные похороны. Во время прощания с умершей шаманка танцует в сопровождении семи "чистых" , беспорочных девушек и юношей – битисиитов, подпевающих ей. Три года подряд Чыпчаххайдаах совершала перезахоронение умершей, устраивая каждый раз обрядовое празднество ысыах, и каждый раз танцевали битисииты.

Согласно легенде, рассказанной С. Зверевым, зафиксированной А. Саввиным, эти девушки и юноши танцевали вместе с умершей, поддерживая ее с обеих сторон, делая вместе с ней орнаментальные рисунки руками.

Можно предположить, что в прошлом у якутов этот танец исполнялся девушками и юношами в присутствии, а в редких случаях при "участии" тела умершего. Более реальным представляется, что роль умершей невесты исполняет ее подруга. Если умершая была единственной дочерью или любимицей, отличалась примерной красотой, родители приглашали шамана и заставляли совершать особый обряд вселения души умершего в сделанную из бересты куклу бах танара или туос танара.

Функция танца, исполняемого шаманкой в сопровождении битисиитов, заключалась в умилостивлении умершей, чтобы та, получив воздаяние в виде танца, не проявляла недовольства, не беспокоила живых. Этим танцем шаманка и битисииты, олицетворяющие некую божественную силу, помогали покойной благополучно отойти от Среднего мира и достичь мира загробного. Только чистые души и добрые намерения битисиитов могли поднять кут, то есть душу девушки в загробный мир. Своим зажигательным танцем они должны были отделить кут умершей от кут – душ живущих людей. Таким образом, этот танец выполнял и оградительную функцию. В данном случае нарочито жизнерадостно исполняемые движения танца служили одной из мер предосторожности против злых духов. Темперамент и энергичность танцующих битисиитов во главе с шаманкой должны были отталкивать злых духов, ограждать от них живых людей. Цикличный, синхронно совершаемый руками орнаментальный "узор" должен был мешать доступу злых сил в сферу живых. В сущности, танец шаманки был танцем-оберегом. Такая функция типична для архаичных танцев ритуального характера.

В сценическом танце "Узор" нашло отражение наиболее архаичное значение обряда ысыах, сочетающего в себе идею возрождения и смерти. Согласно преданиям, ысыаху предшествует смерть дочери-любимицы Омогоя. В одном из сказаний Эллэй женится на некрасивой, худой дочери Омогоя, которую держали на положении рабыни, а остальные семь дев умерли, удавившись. В другом мифе любимая дочь Омогоя со стыда и печали пропадает без вести. Считают, что она вознеслась наверх, стала "юер" и приносила людям болезни. Шаманы, чтобы предотвратить это, приносят ей жертвы. После всех этих событий Эллэй устраивает ысыах: ставит себе летнее жилище – украшенную узорами урасу, сшитую из бересты, из березового дерева делает кумысную посуду – чороны, ымыйа, матаарчах, разводит дымокур.

В "Узоре" , который исполняется как своеобразная форма прощания с умершей, соблюдены элементы обряда ысыах – спортивные состязания (борьба, перетягивание палки), танец осуохай, питье кумыса, еда мяса. Сочетание в танце элементов погребального обряда с элементами ысыаха неслучайно. В мифах смерть и возрождение сводятся лицом к лицу, смерть служит почвой для возникновения нового – этим и объясняется связь "Узора" с ысыахом, празднеством, по сути, Нового года, с которым связана идея обновления, возрождения, созидания. С. А. Зверев писал о танце "Узор" , что этот танец – повествование о зарождении человеческой жизни.

Пексико-композиционная структура танца делится на три J /части. В первой части происходит встреча и зарождение любви девушки и юноши, их благословение народом. В 1-й части исполняются такие движения, как myoc uhum ойуута – узор берестяной посуды, чороон uhum ойуута – узор кумысного кубка, тор-дуйа уккуутэ – движения, имитирующие узор берестяной посуды тордуйа.

Вторая часть изображает приготовления к свадьбе: шитье девушками для невесты свадебного наряда, изготовление юношами серебряных украшений, раздувание мехов, удары молотком, обтачивание железа напильником, шитье, сучение ниток, кручение веревки.

Во второй части орнаментальный мотив создается движениями, имитирующими трудовой процесс. Комбинации элементов движений напоминают также орнаментальные рисунки, наносимые на берестяную и деревянную посуду. Орнамент здесь создается не только руками, но и корпусом и ногами танцующих.

В третьей части мы видим радость и торжество народа, воспевание счастья девушки и юноши. Собственно орнаментальный мотив здесь как будто прерывается, но сохраняются его отзвуки в оригинальных прыжковых движениях, таких как тобукхолбоон ойуу- прыжки в паре с подниманием колен до пояса, тилэх тэпсии – удары пятками ног об пол.

Главное движение третьей части – таналай уктээчин (таналай уктээн ойуу или таналай уктээн keryy) – имитация "извилин неба коровы" , символическое изображение лестницы в небеса. Участники танца движениями ног как бы выстраивают лесенку, ведущую вверх, постепенно этот ход трансформируется в высокие прыжки, означающие подъем вверх или вознесение.Это архаичное ритуальное движение с особой яркостью показывает, для чего исполняется танец "Узор". Главная цель архаичного танца "Узор" заключалась в отделении души усопшей девушки от мира живых и ее поднятию в небеса. Возможно, поэтому движения исполняются темпераментно, страстно и в стремительном, "уносящем ввысь" темпе и ритме. Притоптывающий, стремительно семенящий ход усиливается прыжками вверх с двух ног на две ноги. Поднимаясь по выстроенной их ногами лестнице, юноши и девушки уносят кут – душу девушки вверх, способствуют ее поднятию в небеса. Движение имеет исконно ритуальный характер, оно исполняется по выворотной, свободной первой позиции на полуприседании, с чуть откинутым назад корпусом и запрокинутой вверх головой, взгляд устремлен вверх. Похожие положения корпуса и ног запечатлены на петроглифах – наскальных изображениях, встречающихся в Якутии, в Туве и на Алтае, на берегах сибирских рек.

Финал танца более чем закономерен, в нем отражается квинтэссенция танца. В финале исполняется третья, быстрая часть осуохая – булуулуу ohyoxau, или осуохай по-вилюйски. Исполняется прыжковая часть осуохая, также имеющая смысл вознесения, полета души усопшей девушки. Участники, встав в круг, стремительно продвигаются влево по ходу солнца. В этом стремительно исполняемом движении также вложена идея коллективной помощи танцующих вознесению души умершей. Именно эти ритуальные движения завершают танец "Узор" , воплощая в себе идею поднятия души девушки в небеса.

Таким образом, орнаментальный мотив пронизывает все три части танца. В 1 -й части орнамент в основном создается руками. Во 2-й части создается другим приемом – сочетанием и комбинированием ракурсов движений, имитирующих трудовые процессы. В 3-й части орнаментальный мотив не очень ярко выражен, но все же сохраняется, особенно в движениях ног.

Основное внимание в "Узоре" уделялось движениям рук. Все создаваемые руками орнаменты перекликаются с традиционным орнаментом якутов, уходящим в глубь веков. В далеком прошлом орнамент имел смысл оберега, оградительную функцию. В танце "Узор" в пластически-танцевальной форме отражены все основные мотивы якутского орнамента: таналай ойуу (небо-узор), буер ойуу (почка-узор), сурэх ойуу (сердце-узор). Участники танца создают руками зигзагообразные, треугольные, скобкообразные, волнообразные рисунки.

В эти орнаментальные позы вложен глубокий семиотический смысл. Например, положение рук дучалыы ойуу (орнамент "арыочная дуга" , танцующий поднимает обе руки вверх над головой и соединяет пальцы рук) означало куполообразное небо – обиталище божеств айыы, положение соединенных ладоней над головой ypaha ойуу (орнамент-треугольник), изображал урасу, положение согнутых рук с касающимися висков пальцами изображало рога коровы (другой вариант этого орнамента – прикладывание кончиков пальца к плечу сверху). Отогнутые вверх ладони рук отождествлялись с лировидным узором и изображали растительность (цветы, раскрывшийся бутон, побеги). Поднятые выше второй позиции руки соединяющимися ладонями участников создавали зигзагообразный орнамент, похожий на тот, что наносится на берестяную посуду. Береста у якутов считается одним из самых распространенных материалов погребальных сооружений, берестяные полотнища или пластины в прошлом широко использовались в ритуальных сооружениях и обычно были украшены разнообразным орнаментом.

Главным смыслообразующим жестом в танце "Узор" являются соединенные в вертикальном положении ладони, жест очень древний, истоки его уходят в глубь веков. Это изначальное положение рук, из которого рождается многообразие орнаментов, создаваемых руками, вариации этого жеста бесконечны. Это жест согласия, любви, благодарности, мира, он означает любовь удаганки к своей дочери, любовь жениха к невесте, любовь к жизни, согласие и благословение, единение с окружающей природой, примирение с судьбой, уважение к окружающим и многое другое. В таком, казалось бы, обычном жесте сконцентрирован целый спектр мыслей, целая гамма чувств. Несомненно, что это исконно религиозный жест, совершаемый во время обращения к божествам, жест моления, прошения.

В якутских традиционных танцах латентно прослеживалось стремление объединить молитву и танец. В традиционном представлении саха ункуу (танец) прежде всего означал моление, был посвящен божествам айыы – айыы-ларга анаммыт. Традиционные якутские танцы органично включаются в поток религиозного сознания, пластически-танцевальные символы воспринимаются как средства для достижения на мистическом уровне общения с божествами айыы, с духами-хозяевами преграды – иччи.

По лексической характеристике танец "Узор" делится на две части: жизненную и ритуальную, то есть на танцевальную лексику, изображающую непосредственно жизненные явления, такие как свидание, состязания, игры, трудовые процессы, и на танцевальную лексику, отражающую собственно ритуальную ситуацию, передаваемую через орнаментальные движения. В "Узоре" эти две ипостаси танцевальной лексики передаются в сочетании, в гармонии, они объединены в одно целое. В этом просматривается нерасторжимая связь жизни и смерти, уничтожения и воссоздания, конца и начала.

Идеей радости бытия, жизни, бьющей ключом, пронизаны все движения танца, его композиционный рисунок. Живая картина жизни создается темпоритмом танца, сюжетно-действенной линией, особой энергетикой танцующих.

"Узор" – один из самых загадочных, можно сказать, парадоксальных танцев, отражающий миропонимание, мироощущение древних якутов. "Узор" является своего рода "танцевальным" жертвоприношением преждевременно ушедшей из жизни девушке. В такой условно-образной форме ей преподносится ее несостоявшаяся жизнь. Взамен не до конца прожитой жизни дарится ей сей танец с жизнеутверждающим началом, счастливым финалом.

"Приняв" танец, девушка не должна была остаться недовольной. Вот почему в танце так сильно звучат оптимистические мотивы, на лицах танцующих нет скорбного выражения. В танце отражены все самые ключевые моменты жизни: зарождение любви, свадьба, моменты трудовой деятельности, жизнеутверждающие сцены обряда ысыах, спортивные состязания, пиршество, радость и веселье. Движения в танце исполняются подчеркнуто оптимистично, с подъемом, эмоциональным накалом. Ни в одном моменте танца нет ни тени печали, скорби, горя.

В танце "Узор" четко видны функции ритуальных действий шаманов и битисиитов, такие как способствование достижению усопшей загробного мира, ограждение живых от возможных влияний со стороны усопших, умилостивление тех жертвоприношениями. В данном случае жертвоприношением является сам танец "Узор" , который дарили усопшей как бы взамен ее несостоявшейся жизни.

Хореографическое наследие знатока и носителя традиционной культуры якутов С. А. Зверева-Кыыл Уола сохранило информацию об архаичных поминально-погребальных обычаях якутов и связанных с ними представлений о жизни и смерти, идеи и сюжеты, запечатленные на петроглифах и в эпосе-олонхо. Танцы С. А. Зверева – еще одна ипостась бытования устойчивых представлений о жизни и смерти, о природе и Космосе, имеющих глубинные истоки.

г. Якутск

24.10.2005
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Назира Тюленева
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 7504
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Авг 18, 2011 8:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Удивителен не сам танцевльно-погребальный ритуал (в таджикских и узбекских танцах, например, тоже есть некоторые движения, которые пришли из погребальных ритуалов-танцев дервишей: имитация срывания с себя одежд, плача и стенаний), а то, что это связывают с Ысыах, который, вроде как, очень весёлый и радостный праздник.

Но в древности к смерти иначе относились - принимали и почитали не меньше, чем другие события в жизни человека.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Пт Авг 19, 2011 3:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как оказалось смерть для якутов - это некий переходный этап к возрождению к другой жизни, более светлой и безмятежной. Что интересно, хотя в Олонхо описывается Нижний мир, населенный самыми жуткими чудищами и тварями, как такового понятия Ада в мифологии нет. По верованиям наших предков души всех умерших возносились на Небеса. Другое дело по понятным причинам у некоторых этот путь близок, а у некоторых он довольно долог и мучителен. Ысыах это действительно веселый праздник. Но вместе с тем он несет на себе смысловую нагрузку возрождения, перерождения и победы над Смертью. А поскольку этот праздник устраивался не только в честь прихода лета, но и в сязи с другими знаменательными событиями, то тут становится ясно, что утилитарно-прикладное праздника намного шире. Это некий сомн всевозможных мистерий и религиозных действ, который призван притянуть благодать и счастье. И еще несколько важных моментов: во-первых, по воззрениям якутов нельзя провожать человека с плачем и стенаниями (если человек при жизни был веселым, то лучше с улыбкой вспоминать его земные поступки, иначе душе покойного не обретет покоя); во-вторых, обрядовые танцы танцуются с "каменными" лицами, без тени улыбки (возможно эта традиция пошла именно отсюда). И еще. Автор пишет здесь о танцорах-битииситах, которые сопровождают комлания шаманки. Этот танец начинается медленно и величаво. Но в кульминации, войдя в священный транс, он превращается в некий неистовый перепляс, чем то похожий на ритаульные танцы вуду. К сожалению, классический стандарт этого танца безвозвратно утерян (((( То, что есть сегодня - это скорее стилизация, но максимально приближенная к оригиналу
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Назира Тюленева
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 7504
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Сен 09, 2011 10:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На 24-й Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКВЯ) объявлены победители национального конкурса «Книга года».

Номинация «Humanitas»
«Антология Саха-театра. В 3-х кн.» (Якутск: Бичик, 2010, прил.: CD-диск)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 6:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Эх давно я тут не писал же))) В этом году отмечается 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. В этой связи в Москве и Питере должны пройти дни культуры Якутии. В программе всевозможные встречи, конференции и круглые столы. И конечно-же обширная культурная программа. Танцы, песни, выставки и Олонхо. Не пропустите
_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Назира Тюленева
♥♥♥Модератор♥♥♥


Зарегистрирован: 15.01.2008
Сообщения: 7504
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 1:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Dzhulus_Sooraj писал(а):
Эх давно я тут не писал же))) В этом году отмечается 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. В этой связи в Москве и Питере должны пройти дни культуры Якутии. В программе всевозможные встречи, конференции и круглые столы. И конечно-же обширная культурная программа. Танцы, песни, выставки и Олонхо. Не пропустите


О, надо оствещать событие. Пиши всё, что будешь узнавать. Может, я хоть здесь посмотрю ваши танцы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Dzhulus_Sooraj
Звезда форума


Зарегистрирован: 30.06.2009
Сообщения: 1557

СообщениеДобавлено: Сб Май 05, 2012 3:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


Ссылка на ролик

_________________
«Преобращая в праздник будни, кружу в химерах мысль мою» Г. Державин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов IndianDance.biz -> Танцевальный рай Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20,
21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,
41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60,
61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80,
81, 82  След.
Страница 71 из 82

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Мир танца в Интернет - каталог танцевальных сайтов Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100