На самом деле, Азербайджанские танца имеют много схожих черт с танцами Средней Азии. Но гордый Кавказ придал этой культуре свою окраску, как, собственно, и всем кавказским народам.
Если вы посмотрите на стан и осанку Узбекской или Таджикской танцовщицы, вы увидите Иву - мягкая, нежная и в то же время гибкая. Её сестра с Кавказа ей ни в чём не уступает, но стан кавказской Пери - это что-то необыкновенное.
Процесс возникновения и формирования народного танцевального искусства в Азербайджане уходит корнями в глубь веков. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Сохранились наскальные изображения, напоминающие древний хоровод "яллы" (5-3-е тыс. до н.э., Кобустан).
Из глубины веков пришли также массовые обрядовые танцы - "сэмэни", "хыдыр ильяс", "коса-коса", "году-году" и др.
Обряд "Сэмэни" посвящается приходу весны и оживлению природы. Обожествленный образ "Сэмэни" почитался предками азербайджанцев, как "цветок жизни и вечности". Он сопровождался песнопениями, играми и танцами. В азербайджанском музыкальном фольклоре по сей день существует танцевальная мелодия с одноименным названием "сэмэни".
Костюм Азербайджанской танцовщицы похож и в то же время отличается от кюстюма Средней Азии. Волосы всегда заплетаются в две косы и украшаются бусинами. Голову венчает корона или головной убор похожий на дурра.
Азербайджанский народный танец, как правило, трехчастный: первая часть стремительная, ход по кругу; вторая лирическая, танцовщик как бы застывает на одном месте ("сюзма"), корпус строго и горделиво подтянут; третья - опять ход по кругу, стремительный, торжественный, с большим эмоциональным порывом.
Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца было обусловлено костюмом: длинная юбка определяла плавность движения ног, все внимание танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Мужской танец определяет техника ног. Танцовщик с легкостью встает на пальцы (танец "казахи"), стремительно опускается на колено и т.д.
Основой женского танца являются движения рук, плеч, головы, причем эти движения по большей части плавные, сдержанные, строгого рисунка. Эти черты азербайджанского танца прекрасно характеризует народная артистка Азербайджана Гамэр Алмас-заде:
"В народных азербайджанских танцах длинные юбки полностью скрывают движения ног, и все внимание зрителя невольно сосредотачивается на верхней части туловища, то есть на движениях рук, плеч, головы. Очевидно, поэтому-то рисунок рук в азербайджанских танцах исключительно отшлифован и доведен до высшей степени совершенства, руки в азербайджанских танцах вполне справедливо считаются самыми мягкими и красивыми."
На иной основе, по сравнению с женскими танцами, строятся азербайджанские мужские танцы. В этих танцах корпус и руки сравнительно неподвижны, а все внимание обращено на движения ног, которые очень разнообразны, технически сложны, даже виртуозны. Выполняются они резко, энергично, темпераментно, в быстром темпе.
Азербайджанская танцовщица для меня - это Кипарис - гордая, красивая, статная, величавая, я бы даже сказала, царственная. В то же время ей присуща мягкость и плавность. Но это не изощрённая пластика узбекской Ракосы (уз. "танцовщица"), которая может в одно мгновение совершить каскад искромётных поворотов и змеевидные узоры руками, застыв в изящной позе. Пластика азербайджанской чаровницы танца более величественна именно потому, что она движется не спеша, как будто парит над поверхностью земли.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах