Традиция священного искусства в странах Юго-восточной Азии очень древняя. Наиболее ранние формы переноса священных текстов в сферу народного искусства пришли на территории, занимаемые ныне государствами Тайланд, Лаос, Бирма, Камбоджа, из Индии. Наиболее распространённым источником различных форм искусства являлась и до сих пор является священная Рамаяна (жизнеописание Рамы, его странствий и подвигов). Вообще Рамаяна вдохновляла всех представителей искусства Юго-восточной Азии, в той или иной художественной форме воплощавших сюжеты Рамаяны в своих произведениях – будь то настенные росписи или станковая живопись, будь то архитектура или скульптура, литература, музыка, танец и т.д. Но самым излюбленным видом воплощения священной драмы является театральное воплощение.
Камбоджийская или Кхмерская Рамаяна - Риэмкё
Рама с Ситой, рядом Лакшман, в углу сцены Равана
Начиная примерно с XI-XII веков на территории кхмерской империи, а затем и в монской империи бирманцев, в тайских королевствах Сукхотай и Айюттая, в лаосских королевствах Чампассак и Луангпрабанг, Рамаяна стала источником народной (а впоследствии и придворной) сценической драмы. Основные художественные элементы драмы были заимствованы из индийской постановочной Рамаяны, называемой Лила. С течением веков, и литературная первооснова театра маски Рамаяны, и его постановочные сценические элементы и даже сама драматургия, собственные имена некоторых героев, подвергались изменениям и переработке. Собственно текст Рамаяны каждым из народов был трансформирован в свою национальную священную драму. Причём в каждой территории в основу ложились события из их национальной истории. Так, в Сиаме литературной основой такой драмы стала Рамакьен, а сама сценическая форма драмы получила название Кхон, в Камбодже – текстом драмы является Рэмкер, а театр маски называется Лкхаон, в Лаосе – текст драмы Пра Лак Пра Лам, а театр маски – Хуа кхон.
Текст национальной эпической драмы как бы переносит события из мира богов в мир реальной жизни. Наиболее ранней литературной переработкой Рамаяны была драма Рэмкер, созданная в XVI веке в кхмерском королевстве.
Затем основа драмы была заимствована в тайских королевствах. Спустя столетия в лаосских королевствах также заимствовали и трансформировали тайскую Рамакьен на свой лад. В наши дни действующие лица, характеры персонажей, картины природы и многие детали воспроизводятся в том виде, как они описаны в оригинале драмы, а под тайскими (или кхмерскими, лаосскими) именами некоторых персонажей скрываются эпические герои Рамаяны. В основе этого явления лежит индуистская вера в реинкарнацию, поэтому в национальных драмах Рамаяны главный герой (Рама) воплощается в того или иного «местного» персонажа. А вот сюжетная суть происходящих с героем событий драмы почти строго следует за фактологической основой самой Рамаяны.
Равана
Сценическая драма-маска включает в себя такие элементы театрального действа, как музыка, пение, танец, акробатика, батальные сцены, спецэффекты. Особое значение придаётся языку поз и жестов, каждый из которых несёт особую смысловую нагрузку и помимо слов или возгласов в сценическом тексте героя, передаёт его чувства, мысли и намерения. Зачастую герои драмы (особенно демоны) коварно произносят слова, якобы выражающие их восприятие событий и намерения, но одновременно их позы или жесты рук свидетельствуют об обратном. Более того, кхмерская и лаосская аналогичные драмы выработали свою технику жестикуляции, часто не совсем совпадающую с тайской традицией. Поэтому зрителю, не знакомому с особыми традициями театра кхон (лкхаон, хуа кхон) и его специфической жестикуляцией, часто непонятно, что же в действительности происходит на сценической площадке.
Хануман
Персонажи сценической драмы подразделяются на основные группы: боги, люди, мифологические существа. Часть персонажей в течение многих эпизодов появляется в действии, другие – мимолётны.
Основными персонажами драмы являются изгнанник Рама (в тайской драме Пра Рам, в кхмерской – Прэх Рэм, в лаосской – Пра Лам) несправедливо лишённый прав на престол; его брат Лакшмана (тайск. и лаосск. – Пра Лак, кхмерск. – Прэх Лэк); верный союзник генерал войска обезьян Хануман (в лаосск. – Хуламан); Сита (Нэнг Сэда, Сида) – жена Рамы; Равана (брат Суфанакха – многорукий и многоголовый демон); правитель Айюттаи (в лаосской драме название города Интрапатта) король Екатотсарот – он же в лаосском варианте Тхаттаратта (в оригинальном повествовании Рамаяны его имя Тхашаратха); Нанг Каосурия (одна из жен короля, прообразом которой в Рамаяне была царица Каушалья – мать Рамы); Нанг Кайякеси (другая из жён, её прообразом в Рамаяне является царица Кайка); Нанг Самут-деви (третья жена короля). В драме присутствует достаточно много персонажей. Всего в тайской драме Кхон насчитывается 38 персонажей, в кхмерском варианте Лкхаон – около 30, в лаосской драме Хуа кхон – 54. Наиболее древние же варианты насчитывают 311 персонажей. До середины XIX века действие драмы могло занимать несколько дней подряд. Но состав основных действующих лиц остаётся практически неизменным, и фабула событий, происходящих с ними, также практически не варьируется.
Суть фабулы сценического повествования сводится к следующему. Рама по настоянию одной из жён своего отца буквально накануне его провозглашения наследником престола, изгнан из дворца и начал свои долгие странствия в изгнании. За ним последовал его сводный брат Лакшмана, сочувствующий брату. В ходе странствий Рама с помощью Лакшманы и выступающих на его стороне сил добра совершает множество доблестных подвигов. Встретив Сиду, Рама влюбляется в неё и герои женятся. В одном лесу навстречу героям странствий приходит демоническое существо женского пола Суфанакха. В битве с ней Рама отрубает ей нос и ухо, но Суфанакха ещё больше свирепеет и призывает на помощь своего брата демона Равану – многорукое и многоголовое чудовище (в кхмерской драме Кронг Рэп). Однако, победить Раму в открытом бою он также не сумел. Тогда Равана ночью прокрадывается в лес и похищает супругу Рамы Ситу.
Битва Рамы и Раваны
Далее большая часть действия драмы связана со странствиями Рамы и Лакшманы в поисках Ситы, в которых им помогает король обезьян Сукрип (Сугрива) и его племянник — генерал войска обезьян Хануман. Сукрип помогает Раме в благодарность за то, что тот в битве отвоёвывает у демонов для Сукрипа его прежнее царство Валин и возвращает ему трон. В конце концов, спутники достигают высоко в горах королевства Лангка (Ланка), где демон Равана держит в заточении Ситу. Долго приходится героям странствий строить каменный мост через ущелье, но, в конце концов, Хануман выкрадывает у Раваны принцессу демонов Макхану (Нэнг Макха). В решающей битве Рама, Лакшмана и Хануман одерживают победу и триумфально возвращаются в родной город Айюттая. Рама занимает принадлежащий ему по праву престол после того, как один из его сводных братьев добровольно уступает ему трон как более достойному.
Делать маски для драмы кхон — очень редкое и почётное искусство. Сегодня уже не так много мастеров, владеющих этим видом прикладного искусства. Раньше маски вырезали из дерева, а сейчас их изготавливают из папье-маше и затем расписываю. Построить костюм того или иного персонажа – тоже весьма непростое дело, требующее, к тому же, больших материальных затрат, поскольку он украшается искусной чеканкой, вышивкой и полудрагоценными и поделочными камнями-стразами. Поэтому полный костюм персонажа кхон иногда может стоить до 1,5 тысяч долларов США. Сейчас в рамках программы сохранения культурного наследия наблюдается рост популярности драмы кхон, издана специальная литература, пособия и руководства по сценическим постановкам Рамакьен.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах