Зарегистрирован: 15.01.2008 Сообщения: 7504 Откуда: Москва
Добавлено: Чт Янв 22, 2009 11:59 am Заголовок сообщения:
Древняя танцевальная традиция Вайшнавов в храме Шри Джаганнатха, Пури. (авт. Киран Дас, оригинал на англ. http://www.dandavats.com/?p=5585)
Название Готипуа (от лит. Ория – Готи – «единственный», «один» и Пуа – «мальчик») обозначает сакральный танец, исполняемый только танцорами-мальчиками в женских костюмах и украшениях.
Занимательная история этой традиции отсылает нас ко временам одного из почитателей Господа Джаганнатхи - Шримана Гауранга Махапрабху (*монах-почитатель Кришны и общественный реформатор, живший в XVI в.). Тогда в Пури существовал обычай проведения праздника Чандан Ятра (* Летний праздник, который длится 21 день месяца Байсакх. Чандан – название сандаловой пасты, которая вместе с водой является одним из охлаждающих средств в жаркое время года), когда во время ритуальной процессии вместе со статуей Верховного Божества Джаганнатхи среди полубогов несли изображение его главного почитателя - Бога Шивы. И как было принято, для развлечения Бога Джаганнатхи во время процессии перед ним танцевали девадаси из храма Шри Мандир. Когда Чайтанья Махапрабху увидел их, то он пожелал, чтобы девадаси также танцевали и перед Господом Шивой в течение всего периода праздника. К сожалению, священники отказались удовлетворить его желание, так как девадаси, будучи женщинами, не могли сохранять чистоту в течение 21 дня. Тогда Шри Чайтанья Махапрабху предложил королю Пури в качестве альтернативы использовать мальчиков, чтобы они вместо девушек исполняли танец, так как мальчики во всех отношениях сохраняли чистоту. Именно тогда по приказу короля Пури были открыты школы для тренировки Готипуа – мальчиков-танцоров.
С тех пор Готипуа, облачаясь в женские одежды и украшения, поют и танцуют под ритмы древней классической музыки Вайшнавов для развлечения Верховного Божества Джаганатха. Их песни и танцы отображают различные истории из древних пуран, а также Раса Лила – любовные игры Господа Кришны с пастушками.
Эта танцевальная традиция представляет всё великолепие и богатство вайшнавской культуры Ориссы. Наибольшего расцвета Готипуа достигли в средние века, когда они занимали значительную часть богатой храмовой культуры в Пури. Они довольно рано заручились поддержкой землевладельцев и знати в различных сельских районах Ориссы. Однако после упадка феодальной системы, храмы, монастыри, школы и заминдары не могли больше оказывать поддержку для дальнейшего существования Готипуа.
(В конце XIX начале XX в.в. эта традиция практически вымерла, но усилиями реформаторов культурного наследия Индии, а также мастерами танца, которые не прекращали поддерживать традицию даже в период упадка, Готипуа смогли выжить и сейчас радуют зрителей своим искусством танца, пантомимы и акробатики.).
(Готипуа имеет общую базу с основным классическим стилем Ориссы – Одисси. Более того, многие учёные полагают, что именно благодаря Готипуа сохранился и сам стиль храмовых танцовщиц, поскольку их искусство подверглось большей атаки со стороны сторонников акта против девадаси.).
Одной из характерной особенностью стиля Готипуа является Бандха Нритья – акробатическое искусство, которым так славятся гибкие танцоры. Всевозможные пирамиды из немыслимых поз при это сохраняют женственную подачу стиля Одисси.
Последний раз редактировалось: Назира Тюленева (Чт Янв 22, 2009 12:02 pm), всего редактировалось 1 раз
Выдающийся Мастер танца и Гуру – Келучаран Мохапатра – сам начинал свою танцевальную карьеру в труппе Готипуа.
Падмашри Гуру Панкадж Чаран Дас - уважаемый и признанный мастер стилей Махари и Готипуа, Учитель Гуру Келучарана Мохапатры. Его заслуга в том, что именно он, детально исследовав традиции Махари и Готипуа, выбрал из них всё самое лучшее для базовой основы современного стиля Одисси.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах