"Его осанка и облик красноречиво свидетельствуют о королевском достоинстве, так что любой понимает с первого взгляда - перед ним настоящий владыка... Лоб - высок и открыт, глаза - настолько яркие и лучистые, что напоминают искрящееся на солнце море. Лицо, всегда спокойное, ясное и открытое, исполнено достоинства, а в минуты гнева - устрашающего величия."(Из опиcания внешности Акбара, сделанного португальским священником)
"Смелый и отважный, великодушный и милосердный, он был одновременно человеком действия и вождём. Как воин Акбар покорил обширные территории Индии, но мечтал он о другом, более прочном завоевании – о завоевании умов и сердец людей…" Джавахарлал Неру
Джалалуддин Мохаммед, впоследствии прославившийся под именем Акбар Великий, - третий падишах из династии Великих Моголов, ведших свое происхождение от грозного Тамерлана. Его дед Бабур вторгся в северную Индию в 1526 году и положил начало Великой Могольской Империи.
Акбар родился 14 октября 1542г. в городе Амаракоте, в Синде (ныне провинция Пакистана), где провёл первые 12 лет своей жизни. Едва достигнув 13-ти летнего возраста, он унаследовал трон отца, управляя сначала под опекой своего регента - визиря туркмена Байрам-хана. Акбар рос сильным и подвижным мальчиком – любил охотиться, ездить на слонах, интересовался военным делом. Вскоре, однако, Акбар взял сам железной рукой бразды правления, изгнав Байрам-хана и подавив ряд мятежей, в том числе с участием своего брата Хакима в 1579, и приступил к расширению границ доставшейся ему в наследство империи.
Владения Великих Моголов ограничивались в то время территорией вокруг Дели. В продолжительных войнах Акбар расширил границы своего государства, завоевав весь северный Индостан, включая Кашмир, Гуджерат и земли Инда. Он объединил Раджпутану, Гуджарат, Бенгалию и Кашмир. Основная часть его долгого правления была посвящена тому, чтобы подчинить непокорных правителей Северной Индии и установить в стране прочный мир.
Акбар прославился не только как удачливый полководец и доблестный воин, но и как победитель сражений, великодушный к своим побеждённым, а так же как мудрый политик, старавшийся, где возможно, избегать кровопролития, добиваясь результатов путём проведения мирных переговоров, заключения союзов и династических браков.
В 1574, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ. Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном.
Акбар отменил налоги на не-мусульман и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улуг-Бека. Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.
Акбар прославился как поощритель наук и искусства. Он собрал вокруг своего престола лучших ученых, поэтов, музыкантов и художников. Его ближайший сподвижник, визирь Абу-ль-Фазиль, был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившем записки о правлении Акбара.
В период правления Акбара была создана школа живописи, собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-сикри («города Победы»), ставшей всего через 10 лет жемчужиной Индии, "каменной сказкой, где переплелись мотивы разных народов". Здест не было роскоши, всё дышало гармонией и светом.
Основную свою задачу Акбар видел в примирении различных народов, населяющих его разросшуюся империю. Он проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Клаудио Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Одинаково доброжелательно относившийся ко всем своим подданным, он разрешил свободное вероисповедание всех религий.
В новой столице было построено прекраснейшее здание с величественным куполом, предназначенное специально для диспутов не богословские темы, в которых сам Акбар принимал деятельное участие. С 1582 он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («Божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем, и представлявшей собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Однако, Акбар никого не принуждал следовать ни новой, ни какой-либо другой религии, полагаясь на разум и свободную волю человека. Терпимость была его отличительной чертой.
Абу-аль-Фазиль преподносит императору Акбару книгу «Акбарнаме».
Миниатюра. «Акбарнаме» 1596—1597 гг.
Библиотека Честер Битти, Дублин
Акбар говорил: «Лишь та вера истина, которую одобряет разум». Он стремился показать, что Бог един, а все религии являются лишь различными путями приближения к нему. При дворе было создано специальное ведомство, которое занималось переводом различных религиозных книг, чтобы люди сами могли убедиться в единстве религий и отбросить вражду и фанатизм. Он говорил: «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор».
Но как это часто случалось в истории человечества, именно самые светлые начинания вначале вызывают непонимание и непримиримую вражду. В 1580—82 гг. вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Восстание было подавлено. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами».
Акбар умер в 1605 году, пробыв во главе государства добрые 50 лет. Над его могилой в Сикандре был возведён мавзолей. Огромная империя, благодаря постоянной заботе своего властителя, достигла при Акбаре такого расцвета, какого не было ни до, ни после него. Он по праву остался в веках под именем Акбара Великого - мудрого правителя и объединителя народов, чьи идеи единства источника всех религий пережили столетия. И в ХХ веке знамя Акбара останавливает братоубийственные войны и зовёт к терпимости и взаимопониманию между народами Земли.
Акбар Великий, 11-й Падишах Индии
1556 — 1605 гг.
Предшественник: Хумаюн
Преемник: Джахангир
Национальность: узбек
Вероисповедание: Ислам, проповедовал Дин-и иллахи
Рождение: 14 октября 1542г., Амаракот, Синд
Смерть: 17 октября 1605г., Агра
Похоронен: Мавзолей Акбара в Сикандре
Династия: Великие Моголы
Отец: Хумаюн
Дети: сын Риза-кули
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах